Дистанционное обучение – это такой вид обучения, при котором обучающийся и преподаватель общаются не напрямую, с помощью имеющихся в их распоряжении средств связи. В этом смысле дистанционное обучение возникло достаточно давно.
В прошлом веке весьма популярно было обучение по переписке, которое использовалось, например, для подготовки старшеклассников для поступления в вуз. В этом случае учебный процесс обычно осуществлялся группой преподавателей и студентов-старшекурсников, которые высылали учащимся задания, проверяли полученные работы, указывали ошибки – и всё это по обычной почте. Конечно, скорость такого обмена информацией была невелика, и, выполнив задание, ученик обычно ждал следующего не меньше месяца. Кроме того, как нетрудно догадаться, педагогу практически невозможно было проверить, сам ученик справился с заданием или за него это сделал другой человек. В общем, хочешь хорошо подготовиться – учись честно.
Такой подход вполне оправдывал себя, если речь не шла о вручении диплома государственного образца. Полноценная массовая подготовка специалистов при обучении по переписке, конечно, была невозможна.
Современное дистанционное обучение основано на использовании новых информационно-коммуникационных технологий, позволяющих обменяться информацией в течение считанных минут, общаться напрямую с преподавателем в режиме реального времени, виртуально присутствовать на учебных занятиях и даже участвовать в обсуждении учебных вопросов на семинарах, не говоря уже о заочном участии в обсуждении на тематических форумах. Безусловно, благодаря новым техническим возможностям эффективность дистанционного образования намного возросла – настолько, что сегодня всё чаще говорят о том, что со временем дистанционное обучение вполне может стать равноценной заменой традиционным формам организации учебного процесса.