Дополнительные испытания или ЕГЭ — что выбирают вузы

Конкурс на поступление в 2020 году станет жестче. Уже в эту приемную кампанию почти все вузы отметили рост среднего и проходного баллов ЕГЭ. А на будущий год для многих вузов вырастут минимальные значения Единого, с которыми можно претендовать на поступление. Фото: iStock

Сегодня уже никого не удивляет, что проходной балл в престижный вуз оказывается порой выше 300 — максимально возможной оценки по результатам трех ЕГЭ. Откуда берутся "экстра" баллы? Например, Школа перспективных исследований Тюменского госуниверситета учитывает индивидуальные достижения поступающих, МГУ и Высшая школа экономики сами проводят дополнительные испытания, а Санкт-Петербургский электротехнический госуниверситет "ЛЭТИ" обещает в будущем году и вовсе присуждать до 10 дополнительных баллов призерам и победителям чемпионатов "Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)" и "Профессионалы будущего (JuniorSkills)". Ежегодно растет процент поступивших по результатам олимпиад. Так, в этом году только в Московском университете из шести с лишним тысяч бюджетных мест почти половина "ушла" победителям и призерам таких соревнований. Для талантливой молодежи одного ЕГЭ уже мало.

Проходной балл ЕГЭ больше всего вырос на специальность учителя русского

Что же делать? Нужны ли радикальные изменения системы оценки знаний абитуриентов?

— Наступил момент, когда одного ЕГЭ уже недостаточно, вузам требуются инструменты для более тонкого отбора студентов, — отметила в ходе дискуссии в Центре трансформации образования Московской школы управления "Сколково" директор Центра Ольга Назайкинская. — Десять лет назад введение единого госэкзамена было необходимо, чтобы устранить коррупцию и сделать прозрачной систему поступления в университеты. Однако сегодня эта задача "снята".

— Ориентируясь на результаты ЕГЭ, вузы конкурируют за талантливых и мотивированных студентов, — сказала проректор по учебной и воспитательной работе Дальневосточного федерального университета Анна Тышецкая. Единый госэкзамен, по ее словам, — прежде всего инструмент независимой и объективной оценки знаний. И кто бы что ни говорил, баллы, полученные на госэкзамене, напрямую зависят от умения человека учиться.

А вот сами студенты, похоже, смотрят на ЕГЭ иначе.

"У меня высокий балл, но я не считаю этот экзамен единственным объективным способом проверить знания, — заявила Лада Волохова, студентка Тюменского госуниверситета. В 2019 году Лада набрала 100 баллов по литературе. — Бывает так, что человек отлично учился 11 лет, но обстоятельства: волнение, недосып, проблемы в семье… и в итоге на ЕГЭ — провал. Апелляция, как правило, ничего в этом случае не дает. Увы".

Шесть российских университетов вошли в список лучших в новом предметном рейтинге

Еще более радикально настроены работодатели. Ведь далеко не все вузы обеспечивают одинаково высокий уровень подготовки студентов.

— Было бы логично спросить: уровень высшего образования в России позволяет принимать абитуриентов с текущим уровнем подготовки после ЕГЭ? — задал вопрос предприниматель, блогер, основатель проекта популяризации истории HISTRUCTOR Илья Созонтов. — И дальше: достаточно ли подготовка к ЕГЭ связана с реальными требованиями рынка? Боюсь, тогда под вопрос придется ставить не Единый госэкзамен как инструмент, а саму систему образования с 1 класса по бакалавриат и магистратуру.

Однако у сегодняшних вузов России есть вполне оправданные претензии на глобальную конкурентоспособность — российские университеты регулярно входят в топы международных вузовских рейтингов. Кроме того, появляются новые нестандартные образовательные программы со своими требованиями к абитуриентам.

— Вузы, претендующие на глобальное лидерство, должны иметь право на самоопределение, в том числе в части отбора будущих студентов: Для кого-то только ЕГЭ будет приемлемым инструментом, а какие-то вузы должны иметь право на дополнительные испытания. Но это право нужно заслужить, — резюмировала Ольга Назайкинская.

Университеты РФ — в рейтинге лучших по информатике и инженерным наукам

В Центре трансформации образования назвали три критерия, которым должен соответствовать вуз, претендующий на право "своих" экзаменов. Во-первых, высокий минимальный проходной балл, который удерживается на протяжении нескольких лет. Во-вторых, большой конкурс даже при высоком проходном балле. И третий момент — отсев студентов с первого курса. А это еще почему? Оказывается, именно растущее число отчислений с начальных курсов — главный аргумент для введения собственных вступительных экзаменов в вузах. Много отчислений? Значит, не все, кто прошел по ЕГЭ, смогли справиться с вузовской программой.

По мнению экспертов, дополнительные испытания помогут вузам найти "тех самых" абитуриентов, мотивированных на учебу в конкретном вузе на конкретном факультете. ЕГЭ с этим справляется не всегда.

Источник: rg.ru

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий