Республика Кабардино-Балкария в 1990-х годах считалась наиболее стабильным регионом на Северном Кавказе. Острые конфликты на национальной и религиозной почве начали вспыхивать в регионе ближе к середине 2000-х годов. Их кульминация — события 13-14 октября 2005 года, когда столица республики, город Нальчик, стала ареной боевых действий.
Обстановка в республике накалялась постепенно. К началу 2000-х годов в Кабардино-Балкарии появилось собственное вооруженное подполье — «лесные» боевики, ряды которых стабильно пополнялись местной молодежью. Радикализации жителей региона способствовали закрытия мечетей, неподконтрольных официальному Духовному управлению мусульман и гонения на молодых людей, которые проявляли заметный интерес к религии.
Как результат, к 2005 году спецоперации и задержания молодых людей, подозреваемых — обоснованно или нет — в связях с боевиками, прочно вошли в жизнь республики. Напряженной была и межнациональная обстановка: балкарцы, составлявшие порядка 17% населения республики, выходили на митинги против действий руководителей республики, кабардинцев по национальности, усматривая в их политике целенаправленное притеснение по национальному признаку. Они выступали против нового муниципального деления, из-за которого балкарские села лишались земель, в том числе и экономически привлекательных территорий в Приэльбрусье, а также протестовали против «зачисток балкарских сел под видом антитеррористических операций».
Непосредственно перед нападением на Нальчик, 9 октября 2005 года, милиционеры нашли на заводе железобетонных изделий тайник с 500 кг взрывчатки. правоохранительные органы предположили, что террористы могут готовить атаку на аэропорт, и усилили меры безопасности. Спустя несколько дней, когда боевики действительно попытались захватить аэропорт, это решение позволило отбить атаку.
Нападение на НальчикГруппы вооруженных боевиков одновременно напали на ряд силовых структур в Нальчике 13 октября 2005 года и попытались захватить городской аэропорт. Бои в городе продолжались в течение всего дня 13 октября и до середины дня 14 октября.
Уличные бои
Фото: кадр видео / youtube.com
Прологом к нападению на столицу Кабардино-Балкарии стал спецоперация в селе Белая Речка под Нальчиком. Местный житель заметил группу из примерно 10 вооруженных мужчин и позвонил в милицию. Операция в Белой Речке переросла в боестолкновение: боевики отказались сдаться и вступили в перестрелку с силовиками, неся потери. Часть отряда смогла отступить в лес, но была блокирована там.
«Я вышел покурить на балкон, с него виден весь поселок. У санатория МВД России все и началось примерно в 3 часа утра. Выстрелы раздавались в сторону Нальчика. Оттуда — с гор. Стреляли всего около часа. Потом стрельба потихоньку перебралась в сам город. И примерно в 4.15 утра я заметил, как в небе над горами появились две сигнальные ракеты. Видимо, боевики таким образом дали сигнал «своим». И вскоре началась настоящая бойня», — рассказывал житель Белой Речки Аскер.
Инцидент в Белой Речке отвлек внимание правоохранительных органов: в МВД сочли, что именно эта группа планировала теракт, и бросили все силы на борьбу с ней. В это время другие боевики небольшими вооруженными группами смогли с разных сторон въехать в Нальчик. Помимо стрелкового оружия, диверсионные группы имели гранатометы и пулеметы. Боевики легко ориентировались в городе — многие из участников атаки были нальчанами.
Фото: кадр видео / youtube.com
Существует версия, что в нападении участвовали две группы боевиков: «лесные», которые прибыли в Нальчик на рассвете, и городские жители, которые вышли из своих домов и квартир, встретились с лидерами террористических звеньев рано утром и получили оружие.
Первые атаки на отделения полиции начались примерно в 8.20, а к 9.00 боестолкновения охватили практически весь Нальчик. Боевики атаковали три городских ОВД, управление ФСБ, управление ФСИН, здания полка ППС и ОМОН, военкомат, здание погранслужбы, центр по борьбе с терроризмом — по меньшей мере полтора десятка объектов. Некоторые из них брались штурмом.
Почти одновременно с нападением на подразделения силовых структур боевики атаковали и разграбили оружейный магазин «Арсенал». Оказалась взорвана сотовая вышка, поэтому связь в городе пропала, общественный транспорт тоже прекратил работу.
Мирные жители в панике убегали с работы, чтобы забрать из школ и садиков детей: прошло чуть больше года с момента теракта в Беслане и люди опасались, что террористы могут снова взять детей в заложники. Как оказалось позже, эти опасения были небеспочвенны: группа боевиков попыталась захватить школу №5, но детей к тому времени уже успели эвакуировать, а на выходе со школьного двора злоумышленники попали в засаду.
Фото: ВВ МВД РФ (ВНГ) / vk.com
Попытка захватить аэропорт и погранотряд была успешно отбита силовиками, но в других частях города бои продолжались в течение целого дня. Сотрудникам двух ОВД тоже удавалось держать оборону в обстреливаемых боевиками зданиях, а в одном из ОВД нападавшим удалось захватить заложников в помещении первого этажа.
Воспоминания очевидцев
«Я как раз по коридору шел к себе в кабинет, когда услышал выстрелы. Выглянул в окно — человек 20 атакуют. Все отлично экипированы: в жилетах-разгрузках, в «афганках» песочного цвета. Кто-то в спортивных костюмах. Стреляли они как профессионалы: кучно и точно. Из гранатометов тоже. А оружейка закрыта, что я могу с одним пистолетом?! Кругом стрельба, наши падают: кто мертвые, кто раненые. Потом они выстрелом из гранатомета вышибли входную дверь. Пришлось бежать всем вместе на второй этаж, там забаррикадироваться. Операция у них была хорошо скоординирована, переговаривались по рациям. Потом они заняли первый этаж, а подмоги все не было. Три часа не было. Потом к часу дня бэтээры приехали. Стали долбить. Второй этаж задевали постоянно: не знаю, может, убили из наших кого. Освободили нас около двух (часов дня — прим.ред). А все, кто на первом этаже был, погибли», — рассказывал капитан милиции Марат о нападении на один из ОВД.
Фото: ВВ МВД РФ (ВНГ) / vk.com
Жителям Нальчика приходилось передвигаться по городу перебежками, прячась от пуль. Боевики, которые были одеты в обычную гражданскую одежду, рассредоточились по улицам и дворам — пряча оружие под одеждой, они находили укрытия в подъездах и домах частного сектора.
«Я возвращался домой после ночной работы как раз мимо первого горотдела милиции. Вдруг к зданию подъехала светлая «Нива», из которой выскочили четыре человека в камуфляже. Я запомнил еще красные повязки на рукавах. Молодые такие. Резкие. Начали стрелять из автоматов по милиционерам, затем забросали их гранатами и уехали. Милиция даже не успела толком отреагировать – лишь выстрелили несколько раз. Однако боевиков и след простыл. Среди нападавших я видел и местных, даже некоторых узнал. Мои знакомые. Суки», — вспоминал житель Нальчика Карим Минаев.
Еще один захват заложников произошел в магазине «Подарки»: террористы забежали туда, чтобы скрыться, взяли в заложники продавщицу и нескольких покупателей.
«Мы не успели закрыть дверь, потому что была стрельба, и мы боялись подойти к двери. Но пока мы боялись забежали те люди… сначала их было трое, потом один убежал, осталось двое», — рассказывала продавец магазинчика Лейла. Она вместе с еще одной девушкой, Зуридой, находилась в заложниках до утра 14 сентября, пока силовики не взяли штурмом сувенирную лавку.
Неподалеку, у здания ФСБ, шел наиболее ожесточенный бой. Боевики несли потери, причем нередко из-за собственных неумелых действий: несколько из них погибли при попытке подорвать дверь здания взрывчаткой.
Жительница Нальчика Екатерина вспоминала, что находилась утром в университете, когда начались взрывы и стрельба.
«Все испугались, начали выбегать из аудитории, кто-то прыгал из окон второго этажа. Никто не понимал, что происходит. На улицах творилась полная вакханалия. Я добежала до бабушкиного дома – от университета это не очень далеко. Я подошла к окну и увидела внизу БТР. Возле него стояли полностью экипированные спецназовцы. Они говорили с кем-то по рации. Я услышала обрывки беседы, из которой следовало, что они сами не понимают, что происходит. Примерно через три часа после того, как начался этот кошмар, на улицах не было ни одного человека. Мама пошла на соседнюю улицу, чтобы забрать из другой квартиры двух наших котов. Те полчаса, которые она отсутствовала, показались нам вечностью», — рассказывала она «Кавказскому узлу».
Стрельба в Нальчике прекратилась только поздно вечером 13 октября. С утра 14 октября силовики провели еще несколько операций, освободив последние занятые боевиками объекты и нескольких заложников. Во второй половине дня правоохранительные органы отчитались, что контролируют ситуацию в Нальчике, но поиск скрывшихся боевиков еще некоторое время продолжался.
Итоги
В нападении участвовали порядка 200 боевиков, более 90 из них были убиты, а более 70 задержаны. Погибли 14 гражданских и 35 силовиков, более 240 человек получили ранения.
Близкие ряда предполагаемых боевиков утверждали, что силовики забирали их из дома уже после событий в Нальчике, но впоследствии молодые люди оказывались в числе убитых. Они отмечали, что сразу после атаки заявлялось о меньшем числе убитых — назывались цифры от 30 до 40 человек.
«Многие говорили, что даже уже после этих событий приходили, их родных забирали из дома, и потом они оказывались убитыми. То есть людей добивали уже и после событий 13-го числа. При этом родственники пытаются добиться какого-то объективного расследования — кто участвовал, кто что совершил, кто стрелял, кто не стрелял, кто стоял рядом, кто вообще там не был. Многие говорят: сын ушел утром на работу, его три-четыре дня разыскивали, никто им не сказал, что их сын убит в ходе предотвращения мятежа, террористического акта, чего угодно. На четвертый день где-то нашли рефрижератор, там нашли труп. И только после этого им сказали: да, вот он у вас террорист», — заявляла в 2006 году адвокат Елена Липцер.
Приговор 57 участникам нападения на Нальчик был вынесен только в конце 2014 года, спустя 9 лет после атаки. Для процесса в столице Кабардино-Балкарии построили новое здание суда — старое не могло вместить одновременно такое количество подсудимых. Пожизненные сроки получили 5 человек, 3 подсудимых были освобождены, так как получили меньше, чем уже отсидели в СИЗО, а остальным суд назначил от 10 до 23 лет колонии общего режима.
Источник: