Второй год идет исследование-эксперимент вокруг всероссийского проекта ОРКСЭ — «Основы религиозных культур и светской этики», преподаваемом в 4-м классе средней школы. Союз экспертов — родители, чиновники минпросвещения, представители духовенства традиционных конфессий, администрации президента РФ и ученые — пытается понять: как с детьми говорить о Боге, Евангелии, Коране и более широко — об истории мировой культуры и месте каждого ребенка в ней? Фото: istockphoto.com
Сразу несколько семинаров и дискуссий — в Хабаровске, Дербенте и Санкт-Петербурге собрали свыше 1,5 тысячи экспертов и показали, что курс ОРКСЭ ждут большие перемены.
Нужны ли в старших классах уроки по религиозной культуре и светской этике
— На главный вопрос — как будет преподаваться религия в школе? — всегда отвечаем: мы не преподаем религию, по закону этим занимаются исключительно религиозные организации, — говорит советник Управления внутренней политики администрации президента России Андрей Третьяков. — Наша задача — как с детьми говорить об истории мировой культуры так, чтобы она стала частью их мировоззрения и формировала их российскую гражданскую идентичность.
На этом пути, как признал эксперт союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» Павел Костылев, копится «число компромиссов и недовольных». Так эксперименты в Челябинске и Дербенте по углубленному преподаванию ислама и православия показали, что кого-то из детей знания замыкают, кому-то непонятны или радикальны по подаче. Учителя, особенно в Перми, требуют методической помощи и кадровой подготовки, а часть родителей — расширения курса светской этики. В Петербурге экспертные сообщества теологов, наоборот, высказывают недовольство возможным сокращением учебных часов на изучение религиозных основ. Они настаивают на популярных формах подачи детям, включая мультфильмы, о Библии и Коране.
— Пока фундамент наших договоренностей — курс ОРКСЭ отражает запрос общества на его единение с традиционными — культурными, научными, религиозными, философскими и литературными ценностями, из которых и складывается российская идентичность. А вот каким языком об этом говорить с десятилетними детьми — отдельный вопрос.
В новом реалити-шоу участники уйдут в монастырь
Ключевой ход экспериментаторов — «то, что нам мешает, заставить нам служить» — гаджеты. Так разрабатывается специальная мультипликационная программа о библейских и исламских мифах, создается интерактивная карта России (рек, городов, мест творчества великих писателей и т.д.), которую дети могут собирать сами. В будущем рассматривается возможность введения карманных электронных учебников «по мотивам сказок и мифов».
— Второй год эксперимента показывает: образование — это обучение и воспитание, центр воспитания — семья, наша задача — соединить ценности семьи с единым образовательным пространством от Махачкалы до Петропавловска-Камчатского, — говорит директор правового департамента Минпросвещения РФ Светлана Нуждина. — Вызов, который стоит перед нами: как, не нарушая семейных и религиозных ценностей, сохраняя традиционные, понимая, что они живые и сегодня делают наукоемкий скачок, соединить их с новой реальностью?
Эксперимент продолжится еще 2020 год.
Источник: