Члены и эксперты общественной организации «Лига преподавателей высшей школы» представили свои предложения в сфере развития высшей школы на конференции в Общественной палате. Среди них — учредить профессиональный праздник. Да и повод у самого мероприятия был праздничным — отраслевое сообщество наградило более 250 преподавателей вузов, которые были признаны лучшими по итогам конкурса.
Награда нашла лучших
Название конкурса говорит само за себя — «Золотые имена высшей школы». Цель проекта — повысить престиж профессии и создать дополнительные стимулы к повышению качества образования, обмену опытом.
Конкурс проводится при поддержке Фонда президентских грантов второй раз. И с 2017 года в нем уже приняли участие 1285 преподавателей 177 вузов из 70 регионов страны.
По рекомендации вузов и научных учреждений России в рамках конкурса отбираются самые достойные представителей профессорско-преподавательского состава. Критерии — личный успех, достижения в учебном процессе с применением новейших методик.
Минпросвещения представило доработанный проект школьных стандартов
Высшая школа при помощи этого конкурса представляет обществу своих лучших преподавателей. «Самому почтенному победителю — 92 года, самому молодому — 27», — рассказал руководитель проекта, профессор Елена Ляпунцова. То есть наряду с мэтрами университетов в числе победителей можно увидеть и молодежь. И это, по оценке организаторов, дает надежду на продолжение традиций российской высшей школы с одновременным внесением инновационных, прорывных методик и технологий.
Десять номинаций конкурса охватывают основные направления деятельности вузов. Это наука, подготовка кадров, учебная, воспитательная работа, профессиональная ориентация, инновации в образовании, организация практик и олимпиад, а также международная деятельность. Важно, что работа с участниками проекта не ограничивается конкурсом, имеет продолжение в других проектах Лиги, рассказала руководитель проекта. Победители и участники конкурса проводят публичные лекции, делятся своим опытом с коллегами, проводят научные исследования.
Имена 258 победителей будут занесены в Книгу почета преподавателей вузов Российской Федерации. А в перспективе победа в проекте может войти в систему оценки эффективности вуза и работы самого преподавателя. С такой рекомендацией Лига намерена обратиться в Министерство науки и высшего образования.
Зампред комитета ГД по образованию и науки Любовь Духанина пожелала всем конкурсантам выпускников, которые внесут реальный вклад в развитие страны. «Работа преподавателя вуза — это вершина образовательного развития человека», — подчеркнула она.
«Получить имя в сфере высшего образования непросто, а войти в высшую лигу — это многолетний труд», — отметила, в свою очередь, первый зампред Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты РФ Людмила Дудова. Победителям конкурса, по ее оценке, удается «держать марку» в затянувшийся переходный период для высшей школы.
Ведь нельзя сказать, что все проблемы полностью решены и можно полностью отдать себя работе со студентами, признала Дудова. Процесс реформирования высшего образования несколько задержался, что не может не сказываться на подготовке кадров, констатировала она.
Что посоветовали преподаватели
Эти и другие проблемы преподаватели вузов обсудили на научно-практической конференции «Стратегические ориентиры развития высшей школы», которая состоялась в преддверии награждения лучших педагогов.
Как уже было отмечено, одна из рекомендаций, которая вошла в проект резолюции, касалась учреждения профессионального праздника. С такой инициативой рекомендовано выступить профессиональному союзу работников народного образования и науки. Ведь есть «необходимость реализации планомерной политики по повышению статуса преподавателя вуза в обществе», отметили в Лиге.
Ученые назвали признаки одаренности у детей
Другие тезисы документа, а также выступлений были не столь праздничными — преподаватели откровенно поговорили о проблемах.
Одна из главных — чрезмерное бремя бюрократической работы профессорско-преподавательского состава. Учебному процессу мешает засилье нормативной учебно-методической документации.
Частое изменение формальных требований нормативов, ФГОСов, увеличивает количество «бумажных» трудозатрат. По мнению участников Лиги, нынешняя ситуация не позволяет полноценно реализовывать учебную и научную деятельность.
— Чрезмерно подробное описание способов достижения отдельных компетенций по сути превращается в словесные ухищрения и слабо привязано к практике учебного процесса, — объяснили преподаватели. И главное, это убивает творческую авторскую компоненту при создании учебного курса.
В связи с этим представители высшей школы намерены обратиться к законодателям. Цель — упросить бюрократические процедуры, касающиеся учебно-методической работы.
Именно таким образом должна сработать регуляторная гильотина, подчеркнули в Лиге.
Из других важных проблем, отмеченных участниками конференции, — «необоснованные с точки зрения логики, здравого смысла и интересов национальной безопасности» требования к результатам труда педагогов. В показатели оценки эффективности вузов заложено наращивание публикаций в иностранных научных журналах. Это, по мнению педагогов, ставит в неравные условия ученых, представляющих разные направления науки. В конце концов такая ситуация создает предпосылки утечки ценных научных данных, проведения научных исследований согласно интересам зарубежных структур.
На конференции подробно говорили и о теме возросшей учебной нагрузки на преподавателей, что еще более усугубляет трудности с нехваткой времени. В Лиге рекомендовали решить эти и другие обозначенные проблемы путем совместной работы с органами власти. Необходимо активнее привлекать профессиональное сообщество в качестве экспертов при разработке, оценке и согласовании законодательных инициатив, говорится в проекте резолюции.
Почему будут меняться "Основы религиозных культур и светской этики"
Обсуждали на конференции и проблемы с квалификацией преподавателей. В связи с этим профильному министерству Лига намерена рекомендовать создать национальную систему повышения квалификации. В ее рамках следует проводить курсы профессиональной подготовки с использованием средств федерального и регионального бюджетов.
Резолюцию, дополненную по итогам выступлений, организаторы конференции обещали довести до органов власти.
Участники конференции не только давали рекомендации власти, но и делились опытом. Например, прозвучал совет коллегам активнее общаться со студентами в соцсетях и ввести в вузах кураторство каждого студента. Кроме того, педагоги рассказали об интересных практиках, которые можно распространить на всю страну. Например, в Саратове медиков учат не только по учебникам, но и при помощи командных и ролевых игр.
Источник: