Московский центр Карнеги и «Левада-Центр» провели совместное исследование с целью выяснить, устраивает ли россиян текущее положение дел в стране и насколько сильно они хотят каких-либо перемен.
В результате выяснилось, что за два года в России выросло число людей, которым близка идея существенного изменения ситуации: в 2017 году они составляли 42% от общего числа респондентов, а сейчас их доля достигла 59%.
При этом почти каждый третий считает, что достаточно будет незначительных перемен, а 8% вообще не видят необходимости что-то менять.
Больше половины опрошенных (53%) заявили, что радикально изменить ситуацию можно только путем серьезных преобразований политической системы. Треть респондентов уверены, что изменения возможны и при нынешней системе.
Авторы исследования отметили, что за два минувших года надежды на смену власти стали отчетливее — как и на перераспределение доходов в пользу граждан. Главные чаяния россиян связаны с повышением зарплат и уровня жизни (24%), а также со сменой правительства и/или президента страны (13%).
Руководитель фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский, комментируя итоги исследования, отметил, что в России изменилось отношение к самой идее стабильности, которая раньше воспринималась как позитивная тенденция, а теперь видится в негативном ключе.
«Многие социальные группы воспринимают ее как стабильность бедности, консервации и накопления социально-экономических проблем», — пояснил Бадовский.
По мнению профессора Высшей школы экономики (ВШЭ), бывшего члена Совета по правам человека при президенте России Ильи Шаблинского, жажда перемен в российском обществе вызвана низким уровнем жизни и политическим застоем.
«Социологи поставили слишком общий вопрос, который предполагает слишком общий ответ. Но, наверное, можно предположить, что россияне раздражены низким уровнем жизни. Также у какой-то части населения сформировалось негативное отношение к несменяемости власти. На региональном уровне власть иногда меняется, но не по воле местных жителей, а по воле московских чиновников. Люди чувствуют, что от них ничего не зависит, что они ни на что не влияют», — пояснил эксперт Инфо24.
Также Шаблинский предположил, что подобные настроения, скорее всего, не приведут к росту протестной активности в России — для этого нужен какой-то конкретный повод.
«У нас электорат гораздо пассивнее и боязливее, чем, скажем, средний немецкий бюргер. Поэтому протесты могут возникнуть только при стечении обстоятельств и каких-то чрезвычайных условиях. Но все это непредсказуемо. К примеру, кто мог подумать, что отказ в регистрации независимых кандидатов в Мосгордуму может привести к недовольству трети москвичей?» — напомнил правозащитник.
По словам доцента философского факультета Государственного Академического университета гуманитарных наук Егора Лавренчука, снижение запроса на стабильность в российском обществе связано с существенным ухудшением условий жизни россиян.
«Стабильность как таковая не является ценностью — впрочем, как и перемены. Стабильность важна по отношению к чему-либо. Допустим, стабильность хорошей жизни или стабильный доход. Так же, как и перемены к худшему или перемены к лучшему. Разумеется, статистическое большинство, которое ответило, что желает перемен, не хочет ухудшения жизни. Но на данный момент условия, в которых оказалась страна, настолько не соответствуют ожиданиям ее жителей, что они даже готовы на риск, чтобы хоть как-то улучшить жизненную ситуацию. Впрочем, такая стабильность действительно хороша разве что только на кладбище», — сказал он.
Источник: