«Сейчас как раз то самое время, когда настоящее прямо на наших глазах превращается в будущее». Эти слова писателя-фантаста Айзека Азимова открывают 450-страничный «гроссбух» — новое, третье, издание «Атласа профессий будущего». Дизайнер эмоций поможет почувствовать запах гари тем, кто читает новость о пожаре… Фото: Google
Кем будут работать современные школьники и студенты лет через пятнадцать? На страницах атласа мелькают удивительные названия: космический мусороуборщик, генетический консультант, мультивалютный переводчик, прораб-вотчер, биоэтик… Всего 342 профессии в 27 отраслях — от тяжелой промышленности до индустрии моды, от медицины до сельского хозяйства.
Авторы исходят из того, что современный школьник «войдет в экономику», то есть будет готов работать, уже лет через 5-7, а мир за это время очень изменится. Смогут ли вузы уже сейчас готовить специалистов с новыми навыками?
ОНФ: Почти половина школьников перегружена учебой
Где можно будет выучиться, например, на дизайнера эмоций — специалиста, создающего эмоциональный фон «контента»? Это когда, прочитав новость о пожаре, можно будет почувствовать запах гари, а с интернет-сайта ресторана повеет свежеиспеченными булочками… Может, кому-то по душе придется профессия техностилиста — человека, который дополняет одежду разными гаджетами.
А еще появятся консьержи робототехники, которые будут контролировать гостиничных роботов, глазиры, которые будут разрабатывать и производить изделия из стекла на основе стеклокомпозитов…
По словам директора по связям с университетами Mail.Ru Group Сергея Марданова, некоторые университеты уже начинают с оглядкой на атлас прописывать в учебном плане новые магистерские и бакалаврские программы.
— Активно включаются кафедры социальной и экономической направленности, — говорит Сергей Марданов. — Технические университеты пока больше ориентированы не на абстрактное будущее, а на текущий запрос рынка. Да, есть профессии, которые очень сильно зависят от спроса здесь и сейчас. Но есть и такие, которые пока даже некому «запрашивать». Возьмем, к примеру, юриспруденцию. Очевидно, что с развитием виртуальной реальности и гейминга в будущем нам потребуется специалист по урегулированию правовых отношений внутри виртуального пространства. Кто будет готовить таких профи: юридический или технический вуз? Пока ответа нет. Но такая «смычка» между IT и другими сферами точно произойдет, уже происходит.
Появятся мультивалютные переводчики, космические мусороуборщики, глазиры и даже консьержи робототехники
Где уже сегодня можно научиться будущему? Например, в Высшей школе экономики. Здесь с помощью новейших технологий обработки больших данных изучили самые перспективные профессии и разработали свой атлас.
Причем по многим суперактуальным профессиям будущего уже открыты программы подготовки в магистратуре. В Вышке можно выучиться на кросс-культурного психолога-консультанта или менеджера по формированию впечатлений, на дата-журналиста или консультанта по электронному бизнесу.
— Мы провели масштабное исследование динамики спроса на разные профессии и отобрали те, спрос на которые во всем мире растет огромными темпами, — говорит заведующая отделом исследований человеческого капитала Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Наталья Шматко. — Они будут очень востребованы в России в ближайшие 5-10 лет. Причем здесь не только совсем новые специальности, но и обновленные, привычные нам или «вечные» профессии. Взять хотя бы учителей, физиков или писателей. Ведь мы понимаем: с приходом цифровых технологий любая профессия серьезно трансформируется, «обрастает» новым содержанием и требует новых навыков, а часто и непривычного их сочетания.
Эксперты назвали самые востребованные рабочие профессии
Кстати, одной из перспективных и щедрых на новые профессии сфер эксперты называют образование. Почему?
По мнению проректора по развитию Московского городского педагогического университета Кирилла Баранникова, меняется само представление о педагогике. Это уже не только учитель у доски.
— Педагог больше не может оставаться в роли «озвучивателя» учебника или рабочей программы, — говорит Кирилл Баранников. — Может быть, здесь еще и нет названий, но потребность в новых профессиях точно есть. А атлас профессий будущего — это попытка форсайта. Попытка увидеть приоритеты развития, точки для инвестиций — времени, денег, интеллекта.
Пример: в разделе «Образование» атласа есть «ментор стартапов». Кажется, что общего у педагогов и стартапов — компаний, создающих бизнес с нуля?
— Именно компетенции, необходимые для открытия своего дела и создадут новые профессии в образовании, — считает проректор МГПУ. — В нашем вузе в последние годы мы последовательно учим ребят мыслить стартапами. Вместе с несколькими московскими вузами открыли пространство для студенческих стартапов «Моло.Ко (Молодые Команды)». Встроили курс по проектированию в учебные программы для всех наших бакалавров. «Прокачиваем» профессоров. Главный результат — новые по содержанию профессиональные привычки и стратегии наших выпускников.
Источник: