До конца 2019 года в рамках национального проекта «Образование» общественности будет представлена методология наставничества, которое будет внедрятся в образовательных учреждениях страны. Сейчас проект уже проходит тестирование в нескольких регионах страны. Фото: Предоставлено ООО «Центр деловой информации»
О том, как предстоит реализовать перспективную идею и на что необходимо обратить внимание при ее внедрении в повседневную ученическую практику, обсудили в понедельник участники пресс-конференции «Развитие института наставничества и популяризация лучших практик среди профессионального сообщества, работодателей, населения».
— Методология включает в себя все необходимые действия: формирование базы наставников, отбор и обучение, завершение процедуры сопровождения и другие, — пояснил заместитель директора «Фонда новых форм развития образования» Антон Яремчук. — С одной стороны, участникам будет дана «рабочая тетрадь», где будет обозначено, что делать, чтобы внедрить методологию наставничества. С другой — будет большое количество практических кейсов, в которых будут собраны примеры того, как выстраивать взаимодействие между всеми заинтересованными сторонами.
Участники пресс-конференции отметили, что, несмотря на подробную разработку модели, включая предложение по формам и способам взаимодействия, для успеха наставничества очень важна внутренняя мотивация к сопровождению. Модель поможет организовать процесс, но не является жесткой инструкцией, и не должна становиться отчетной формой внедрения.
По мнению директора Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФИРО РАНХиГС) Максима Дулинова, виды и формы работы наставника очень сильно зависят от ситуации, в которой появляется взаимодействие, и от цели этого взаимодействия. Одной из задач методологии является ликвидация образовательного дефицита, и с этой точки зрения важно отталкиваться не от формы, а от того, для чего и для кого это делается.
Эксперт также подчеркнул, что наставничество будет вспомогательным институтом для образовательных организаций, однако дополнительной нагрузкой для сотрудников не станет.
— Если говорить про школьную ситуацию, то у обычных учителей-предметников большое количество других задач. Через них проходит слишком много детей, чтобы они смогли индивидуализировать свой подход к каждому ученику, — подчеркнул Максим Дулинов. — Учитель может стать наставником, но для этого нужно будет снизить учебную нагрузку.
На пресс-конференции также рассказали, что ускорить свой учебный рост с помощью наставника смогут не только учащиеся школ и вузов, но и новые сотрудники организаций, в том числе студенты, выходящие на практику.
— Наставничество не ограничивается учебным уровнем. Любое профессиональное образование может завершаться сопровождением, — считает директор Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов. — Очень многие хотели бы поделиться своим производственным опытом, но пускать это на самотек нельзя.
Он уточнил, что разрабатываемая модель включает в себя раздел, связанный с отбором наставников. Предполагается, база наставников будет формироваться из выпускников, которые хотели бы помочь учебному заведению, которое закончили в свое время. Или из сотрудников региональных предприятий, заинтересованных в подготовке будущих кадров. Или из педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы. Наставником может стать и активный учащийся старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления и высокими образовательными результатами.
Итоговый документ будет представлен до конца 2019 года.
На правах рекламы
Источник: