Перевернуть урок

Министерство просвещения разрабатывает единую модель, по которой будут повышать квалификацию российские учителя: от новых технологий до «перевернутых» уроков, от курсов по детской физиологии и психологии до новинок в физике, химии, астрономии. Фото: Максим Богодвид/РИА Новости

Всего будет пять блоков: в том числе предметный (что преподавать), методический (как преподавать), психолого-педагогический, воспитательный. И что самое интересное — обязательная стажировка. То есть учитель должен будет не просто прослушать лекцию, допустим, о проектной деятельности. Но и создать интересный проект вместе с учениками, причем «чужой», сильной в этом направлении школы.

Васильева: Четверть российских школ отказалась от мобильников на уроках

— Что я слышу про программы повышения квалификации от самих учителей? «Приезжаешь, тебе начитывают лекцию, как шарманку». И этот курс порой не связан ни с психологией, ни с педагогикой, ни с лучшими практиками и методиками. Поэтому вопрос что преподавать и как преподавать встает очень остро, — говорит министр просвещения Ольга Васильева.

Напомним: по закону все учителя обязаны повышать квалификацию не реже чем раз в три года. В большинстве регионов обучающие курсы — 144 часа. Их ведут региональные и муниципальные институты, центры при педвузах и даже «частники».

Сотни организаций по всей России работают по совершенно разным программам собственной разработки. Насколько эти курсы полезны? Современны? Востребованы? Оценить сложно, но факт остается фактом: большинство учителей ходит на них «для галочки», ради нужной бумажки. Сейчас министерство прорабатывает механизм экспертизы всех этих курсов. Отобраны 260 кандидатов — опытных учителей и методистов, которые станут федеральными экспертами и проведут масштабную «ревизию»: выберут лучшие практики, разработают вместе с профессиональными ассоциациями новые программы — модули. Их будет много, ведь у педагогов разные интересы и потребности.

Что важно? Из модулей можно будет выстраивать индивидуальный профессиональный «маршрут». Допустим, взять математику для 10-11 классов, а еще профилактику конфликтов, работу с 3D-принтером…

«Перевернутый» урок? Это когда теорию проходят дома — в формате видеороликов и интерактивных презентаций. А в классе разбирают реальные задачки

Предметный блок будет не менее 36 часов. Столько же времени предполагается выделить на воспитательный и психолого-педагогический (сюда войдет возрастная физиология и психология личности, педагогическая психология). Минимум 18 часов — современные инструменты для организации урока. И речь не только про гаджеты. Здесь могут быть совершенно разные педагогические методики и приемы. Например, это может быть набирающий популярность «перевернутый» урок: когда теорию ребята проходят дома — в формате видеороликов или интерактивных презентаций. А в классе остается только практика: реальные задачки, которые учитель разбирает вместе с учениками. Кстати, о стажировках. На них тоже предусмотрено не менее 18 часов.

— В регионах создано много стажировочных площадок. Заходишь в образовательную организацию — висит табличка, что она является такой площадкой. А когда начинаешь вникать в суть работы, стараешься понять: как ее опыт распространяется в регионе, в других школах, — понимаешь, что этого ничего нет, — говорит замминистра просвещения Виктор Басюк. — Очень важно использовать ресурс и опыт стажировочных площадок в повышении квалификации педагогов.

Цифровые школьные аттестаты появятся в 2021 году

Часть программ предлагается сделать обязательной, а часть — вариативной. Их можно будет освоить не сразу, а в нескольких организациях, тогда, когда это удобно. Конечно, вопросов хватает. Скажем, как учитель сможет понять, какую область ему необходимо «подтянуть»? Сделать упор на историю? А может, возрастную физиологию?.. Параллельно с единой системой повышения квалификации, в министерстве разрабатывается и единая модель аттестации учителей. В ней планируется несколько элементов, но среди ключевых — Единые федеральные оценочные материалы. Если коротко — ЕФОМ.

Для обычного «уха» эта аббревиатура пока еще звучит странно. Но через пару лет она станет такой же привычной, как и ЕГЭ. Сейчас такие тесты для учителей по нескольким предметам — химии, физике, астрономии, биологии — проходят общественное обсуждение. Например, учителям физики могут предложить указать верную формулу первой космической скорости и даже помочь выбрать школьнику подходящий материал для звукоизоляции, исходя из коэффициента поглощения звука. А учителям биологии — установить правильную последовательность реакций, происходящих в процессе биосинтеза белков.

18 часов в новой модели повышения квалификации педагогов предусмотрено на обязательную практику

Зачем все это нужно? Действующая система аттестации и повышения квалификации, по оценкам экспертов, неэффективна. Приходится собирать килограммы разных бумаг: грамоты, сертификаты, благодарности. Итог? Как показывают опросы, только 8 процентов учителей считают, что аттестация реально влияет на карьерный рост. Новая система кардинально изменит ситуацию.

Кстати, в рамках нацпроекта «Образование» в России откроется 225 центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов и 85 центров независимой оценки профмастерства. В первых учителя смогут проходить тематические курсы и модули. Во вторых — проверить себя и понять, что подтянуть.

Вопрос — ответ

В почте отдела образования и науки «Российской газеты» немало писем от учителей, которые спрашивают: «Должен ли педагог, которого отправляют на курсы повышения квалификации, сам нести расходы на обучение? К сожалению, так происходит довольно часто».

Ответ — в книге «Учителя и ученики: права и обязанности», вышедшей в серии «Библиотечка «Российской газеты». Ее автор — заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, доктор педагогических наук Любовь Духанина.

В книге дано четкое разъяснение: «Если педагоги по решению своих работодателей направляются на курсы повышения квалификации в государственные образовательные организации дополнительного профессионального образования, то обучение должно быть бесплатным, с сохранением средней заработной платы и возмещением командировочных расходов».

Комментарий

Алихан Динаев, «Учитель года России-2018», учитель обществознания:

— Повышение квалификации — действительно та сфера, где изменения необходимы. Это огромный ресурс для профессионального развития учителей, для повышения качества образования в России, который, к сожалению, используется не на 100 процентов.

Всероссийские проверочные пройдут по новому графику

Эта система крайне неоднородна. Существует огромное количество походов, приемов, методов, которые могут быть совершенно непохожи друг на друга. Можно смело утверждать, что у нас сейчас как минимум 85 разных систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей — по одной на каждый регион.

Да, есть и действительно полезные курсы, интересные, развивающие. Но я говорю откровенно и уверен, что меня поддержат 90 процентов учителей: слишком часто эта система стала нести исключительно формальный характер. Курсы повышения квалификации превратились в курсы по получению сертификата — только для галочки, ради бумаги, необходимой по закону.

Создание единой модели, определенных и понятных всем требований к качеству, продолжительности этих курсов, действительно имеет смысл. И здесь я министерство поддерживаю. Но это не должна быть слишком жесткая система, которая бы несла исключительно единый подход. Должна оставаться вариативность, возможность для учителя развиваться в разных направлениях.

Фото: Инфографика «РГ» / Александр Чистов / Ксения Колесников

Источник: rg.ru

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий