В Лос-Анджелесе объявили претендентов на награду голливудской Ассоциации иностранной прессы — «Золотой глобус».
Больше всего номинаций в этот раз у проектов Netflix, лидером по их количеству стала «Брачная история» Ноа Баумбака. Также на звание «Лучшего драматического фильма» претендуют «Ирландец», «Джокер», «Однажды… в Голливуде», «1917» и «Два Папы». Кинокритик «Медузы» Антон Долин объясняет, почему «Золотой глобус» 2019 года — настоящий прорыв для Netflix, но жюри все равно критикуют за излишний консерватизм.
Обычно номинации на премию иностранной прессы, аккредитованной при Голливуде, «Золотой глобус», вызывают ажиотаж по одной причине: считается, что они предсказывают грядущие «Оскары» и определяют приоритеты американского премиального сезона. Появляются фавориты и аутсайдеры, список которых месяц спустя корректируется (или нет) Американской киноакадемией. Такой перечень можно огласить и сейчас. Лидер по числу упоминаний (шесть раз) — «Брачная история» Ноа Баумбака, душераздирающая история современного развода, блестяще разыгранная Адамом Драйвером и Скарлетт Йоханссон. Совсем чуть-чуть отстают нашумевшие «Ирландец» Мартина Скорсезе и «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино — по пять номинаций у каждого фильма.
При этом Баумбак не попал в режиссерскую номинацию, и это плохой для него знак — а эпос о Первой мировой «1917», снятый Сэмом Мендесом, также претендующий на звание лучшего фильма года, наоборот, номинирован за режиссуру, но не за сценарий. У Тарантино и Скорсезе два попадания в обеих важных категориях. Такие же два упоминания, режиссерское и сценарное, у «Паразитов» Пон Чжун Хо, претендующих на приз в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»; такое незаурядное внимание почти гарантирует победу (хотя «Боль и слава» еще одного предполагаемого фаворита, Педро Альмодовара, также получила две номинации — за иностранный фильм и за актерскую работу Антонио Бандераса).
В целом премиальный пул более-менее обозначен. Кроме упомянутых «Брачной истории», «Ирландца» и «1917» на звание лучшей драмы претендуют «Джокер» Тодда Филлипса (кажется, на сей раз ему не победить) и «Два Папы» Фернанду Мейреллиша (явный аутсайдер). В категории «Лучший мюзикл или комедия» очевидный лидер симпатий — «Однажды в… Голливуде». По три номинации достались «Рокетмену» Декстера Флетчера и «Достать ножи» Райана Джонсона, иноязычная номинация укомплектована двумя французскими хитами из Канн — «Отверженными» Ладжа Ли и «Портретом девушки в огне» Селин Сьямма, а также вполне американским «Прощанием» Лулу Ванг, снятым в Китае. Однако шанс одолеть «Паразитов» есть только у Альмодовара.
Все эти соревновательные расклады и попытки их проанализировать, тем не менее, меркнут перед более основательным и, в глазах некоторых, скандальным фактом. Настоящий победитель «Золотых глобусов» очевиден уже сейчас, за месяц до раздачи статуэток. Всех конкурентов обошел стриминговый гигант Netflix. Такое случилось впервые. Конечно, общий зачет (целых 34 номинации!) сложился благодаря тому, что половину «Золотых глобусов» дают за телевизионные фильмы и сериалы. На первых местах, с четырьмя упоминаниями у каждого, здесь «Корона» и «Невероятное», продукты Netflix; наравне с ними, разумеется, «Чернобыль» от HBO (у студии в целом 15 номинаций — все телевизионные).
Но куда важнее то, что в области полнометражного кино Netflix получил целых 17 номинаций, таким образом значительно обогнав почтеннейших ветеранов премиальных киногонок: Sony Pictures (десять номинаций), Walt Disney и Warner Bros. (по шесть), не говоря об остальных. Решение Netflix серьезно вкладываться именно в кинематограф, причем не чисто развлекательный, а «качественный», дает поразительные результаты — и, возможно, это лишь начало долгого пути.
Вторая важная тенденция, которая не впервые вызывает критику в адрес жюри «Золотых глобусов» за консерватизм и патриархальные взгляды, — отсутствие женщин в режиссерских номинациях. Селин Сьямма, Лулу Ванг и соавторка «Холодного сердца — 2» Дженнифер Ли попали в общий список, но не в престижные сценарную и режиссерскую номинации. Забавно (или, наоборот, грустно), что такая же история в свое время случилась с «Леди Берд» Греты Гервиг, впоследствии отмеченной номинацией на «Оскар». И вновь та же Гервиг, только теперь уже со второй, куда более масштабной картиной «Маленькие женщины», пролетает мимо основных премий: картина выдвинута только за актерскую игры Сирши Ронан и музыку Александра Деспла. Впрочем, с высокой вероятностью, «Оскар» скажет свое веское слово и восстановит справедливость — или хотя бы гендерный баланс.
Источник: