На правительственном координационном совете по проведению Десятилетия детства в России озвучено предложение: запретить учителям и воспитателям разглашать диагнозы и особенности развития детей и ввести на законодательном уровне понятие «педагогическая тайна», по аналогии с тайной врачебной. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на экспертов рабочей группы «Здоровый ребенок». Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС
Насколько необходимо новое ограничение для педагогов? Нужно ли закреплять поправками в законодательство?
Михаил Авдеенко, заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования:
Какие важные изменения ждут школы и вузы
— Мы считаем такое предложение избыточным. Здесь совершенно некорректно сравнение с врачебной тайной. Врачебная тайна — диагноз, сведения из медкарты пациента, анализы, исследования. Всем этим обладают врачи, больницы либо страховые компании. И именно они должны эту тайну хранить в целях защиты личных данных граждан. Переносить этот смысл на территорию школы нельзя. Учитель не владеет врачебной тайной. Он априори получает информацию с чьих-то слов, он, образно говоря, «вторые руки».
Если родитель волнуется о сверхнагрузке ребенка с больным сердцем на уроках физкультуры, он, конечно, сообщит об особенностях здоровья преподавателю. И может попросить не афишировать диагноз, а просто снизить нагрузку. Но соблюдение подобных договоренностей вписывается в рамки общегражданской профессиональной этики.
Кроме того, существует кодекс профессиональной этики педагога. Можно, конечно, дополнить его словами о том, что учитель не разглашает ставшие известными ему подробности диагноза ученика. Вводить это в законодательство — перебор. Тем более, что у нас уже есть нормы и наказания за нарушение неприкосновенности частной жизни, за разглашение персональных данных. Но это общегражданские нормы, и касаются они всех нас.
Пока члены рабочей группы не обращались к нам за консультацией, но мы готовы представить свою позицию.
Александр Сайбединов, Народный учитель России, директор Светленского губернаторского лицея, Томская область:
— Педагогическая тайна — профессиональное качество педагога. Говоря о принудительном введении такого понятия, мы как бы говорим, что учитель в сущности не является носителем педагогической культуры. Беспокоит то, что честь и этику педагога стремимся превратить в педагогический регламент. Мне всегда казалось, что это изначально закладывается в самой подготовке учителя, еще со студенческой скамьи. Ведь вся профессия учителя связана с общением с детьми, с их мечтами, их секретами, которые иногда доверяют именно любимым педагогам. Учитель — априори хранитель тайн. Речь о неразглашении врачебных диагнозов ребенка. Но постойте, а как же инклюзивное образование? Когда ребенок с ОВЗ учится вместе с другими ребятами, они могут и даже должны знать, почему он, например, ездит на коляске. Чтобы понимать, а не шушукаться по углам.
Путин попросил выяснить, сколько надо дополнительных школьных мест
Это же очевидно. Также как очевидно, что ни один учитель не будет выносить «на трибуну» подробности того или иного заболевания своих учеников.
Основы этики — а речь именно о ней — должны закладываться во время учебы студента в педвузе, на курсах психологии, например. Возможно, имеет смысл придумать некую «клятву педагога», по аналогии с клятвой Гиппократа у медиков. Но это наш внутренний, профессиональный кодекс. Регламенты на законодательном уровне считаю неуместными. Учителя и так «зажаты» регламентами со всех сторон.
Ксения Журавлева, мама ученика 4 класса:
— Понятие «педагогической тайны» в аспекте неразглашения медицинских диагнозов, семейного положения, уровня доходов и т. д. — безусловная этическая норма поведения учителя. Ведь педагог несёт детям не только знания, но и образец поведения. Как же иначе? Хотим закрепить очевидное законодательством? Почему нет. Но тогда можно еще подумать и о разумном ограничении афиширования академических успехов или провалов учеников. Речь не о тотальном запрете, а о снижении давления на ученика через публичное разглашение его «двойки» по контрольной.
Источник: