21 января 2020 года я стал надеяться на то, что в системе образования произойдут позитивные сдвиги.
До этого надежды не было. Поэтому все свои книги (в том числе последнюю с характерным названием «Обойдемся без педагогики»), все свои лекции я обращал к родителям. Мне казалось, что все те изменения, которые если и происходят в школе, — формальны и не принципиальны.
21 января сего года ситуация изменилась принципиально: министром образования назначен Сергей Кравцов.
Минпросвещения опубликовало проект документа о семейном образовании
До этого он руководил Рособрнадзором и сумел навести максимальный порядок в ситуации с ЕГЭ. Я — ярый противник единой государственной экзекуции (ЕГЭ), убежден, что вреда от этого экзамена много больше, нежели пользы. Как относится лично новый министр образования к ЕГЭ, не знаю, но я уважаю человека, который свои обязанности выполняет максимально хорошо. Рособрнадзор не уполномочен высказывать свое отношение к ЕГЭ, он должен сделать так, чтобы экзамен проходил максимально открыто и честно.
…Однажды мы с Сергеем задумали сделать передачу для одного федерального канала. Сергей сам вышел на меня, так мы познакомились.
Я увидел человека, который совершенно не похож на привычный облик чиновника. Живой, общительный и, что мне представляется принципиально важным, не боящийся спрашивать. Одна из серьезных бед чиновников в том, что они убеждены, будто являются последней инстанцией в любом споре и разговоре; для них существуют два мнения — их собственное и неверное.
Для меня министр образования — человек, от которого во многом зависит, какие люди станут определять жизнь страны завтра
Кравцов умеет и любит слушать. Качество не только для чиновников, но и вообще для людей не столь уж частое. Передачу мы придумывали вместе, то есть делились идеями. Была чудесная совместная работа.
Было видно, что Кравцов — человек амбициозный, то есть он не хотел погрязнуть в рутине, ему важно было делать что-то полезное и заметное.
Идея передачи заключалась в том, чтобы сделать привычное для телевидения ток-шоу, но главными участниками его стали бы школьники, которые обсуждали бы честно те проблемы, которые волнуют детей. От взаимоотношения с родителями до того же ЕГЭ; от того, как бороться с несправедливостью, до первой любви…
Вот что важно. Для будущего министра образования было принципиально, чтобы дети получили голос на телевидении. Он и сам хотел их слышать, и чтобы слышала страна. Это я очень хорошо запомнил.
В Минпросвещения рассказали о программе поддержки классных руководителей
Мы даже встречались с руководством одного из каналов, но телевидение — дело сложное, для того чтобы проект сложился, необходимо стечение огромного количества обстоятельств. Не сложилось. Бывает.
Но Сергея Кравцова я запомнил очень хорошо. И когда министром стал человек, которому важно слышать школьников, я поверил в серьезные позитивные изменения в нашей системе образования.
Что я имею в виду под серьезными изменениями? И чего хотелось бы пожелать новому министру на его чрезвычайно сложном и важном посту?
Для меня министр образования — это министр будущего. Человек, от которого во многом зависит, какие люди станут определять жизнь страны завтра. Наверное, эти слова звучат излишне красиво и пафосно, но это так: от того, какими сегодня будут расти дети, решающим образом зависит то, какой будет страна завтра.
Я прекрасно понимаю, что у министра образования огромное количество неотложных дел. У меня, как у человека, который давно и подробно занимается проблемами воспитания, возникло ощущение некоей запущенности самой системы. Проблемы надо решать, дела делать.
И все-таки, на мой взгляд, главная задача: изменение философии образования. Процесс долгий, во многом мучительный, но необходимый.
Главная задача молодого человека — определить свое призвание. И задача взрослых: помочь ему в этом
Как вам кажется, дорогой читатель «Российской газеты»: какую главную задачу должен решить человек от 12 до 17 лет, то есть ученик средней школы? Сегодня главная задача: хорошо учиться, подготовиться к ЕГЭ и получить на нем максимально большой балл. На это заточены все школы.
На самом же деле главная задача молодого человека — определить свое призвание. Призвание — это то, ради чего человека призвали на землю. Призвание и призыв — однокоренные слова. Если вдуматься, то призвание — это половина счастья. Вторая половина — это счастливая любовь, семья. Но тут мы вряд ли можем нашим детям помочь, а с призванием можем.
В школе само слово «призвание» употребляется крайне редко и неохотно. Оно заменено на профориентацию, которая тоже проходит весьма нелепо, но главное, ее суть совершенно в другом.
Профориентация — про то, какие профессии сегодня нужны. Призвание — про то, какому делу ты, человек, готов отдать всю свою жизнь. Заметим, что все великие люди, оставившие свой след в истории, обрели свое призвание, занимались любимым делом. И задача взрослых: помочь ребенку понять самого себя, помочь ему «услышать будущего зов» и отдать все свои силы на приобретение тех навыков и знаний, которые помогут реализоваться в будущем.
Те — увы, весьма немногочисленные — ребята, которые побеждают на олимпиадах, как правило, люди, которым учителя и родители помогли обрести себя. Но нужна система этого самого обретения.
На мой взгляд, это самое главное, что должно возникнуть в сегодняшней школе.
Никоим образом не могу сказать, что хорошо знаю Сергея Кравцова. Но то общение, которое было, убеждает меня в том, что ему придется нелегко. Он человек, который хочет делать дело не формально, а хорошо. А таким людям всегда трудно.
Все, что можно пожелать новому министру будущего: удачи и смелости. Дай Бог!
Источник: