Зависят ли успехи университета от научной степени руководителя? Кто лучше управляет вузом: ректор с ученой степенью по экономике или педагогическим наукам? Эксперты ВШЭ и Европейского университета в Санкт-Петербурге изучили 822 российских вуза. И оказалось, что у руля каждого четвертого вуза России стоят ректоры, защитившие диссертации в сфере экономики, юриспруденции или социологии. Абсолютное большинство ректоров — мужчины. Женщины
руководят лишь пятой частью вузов. Средний возраст — 58 лет. Фото: Rattankun Thongbun / iStock
Исследователи проверяли гипотезу о том, что вузы с ректорами-управленцами развиваются успешнее других. Критериями стали доходы, средний балл ЕГЭ и объем исследований.
Ректор Сеченовского медуниверситета рассказал, откуда берутся хорошие врачи
Для начала — портрет современного ректора. Абсолютное большинство — мужчины. Женщины руководят лишь пятой частью вузов. Средний возраст — 58 лет. Управленцев в ректорском корпусе — 25 процентов. Педагогов — 12. Но самая большая группа ректоров — 56 процентов — так называемые академики: их диссертации из области любых наук, кроме управленческих и педагогических. Госвузами в основном управляют ректоры академического типа.
Вузы разделили на пять групп. Исследовательские — с высоким уровнем всего: доходов, проходного балла и достижений в научной работе (большинство НИУ и участников Проекта 5-100).
Особые вузы — негосударственные с экономическими, юридическими или гуманитарными программами обучения. Высокодоходные — у них скромные показатели исследовательской деятельности, но зато хорошее финансовое положение.
Возможно, ректоры с педагогическими учеными степенями и есть истинные управленцы
Обычные вузы — университеты с невысокими показателями по доходам и исследованиям, но с высоким баллом ЕГЭ. Пятая группа — вузы, у которых все три показателя эффективности невысокие.
В итоге гипотеза о том, что у ректора-управленца вуз будет более эффективным, не подтверилась. Исследование показало: лучшими по уровню доходов могут быть вузы с руководителями одного типа, по уровню приема студентов — другого, по объему исследований — третьего. Кстати, неожиданнно, но факт: вузы под руководством педагогов при скромных показателях выдают достаточно быстрый прогресс. Возможно, в России именно ректоры с педагогическими учеными степенями и есть истинные управленцы.
Источник: