Первого сентября за парты в первый раз сядут наиболее 1,5 миллиона ребят. Как осознать, что ребенок готов к первому классу? Что должен знать и уметь будущий школьник? Как научиться стремительно созодать «домашку»? «Русская газета» разбирается вкупе с профессионалами — председателем Ассоциации потрясающих управляющих Москвы Максимом Иванцовым и педагогом-психологом Городского психолого-педагогического центра Москвы Анастасией Кузнецовой. Предки первоклашек уже начали запасаться тетрадками, ранцами и школьной формой впрок. Фото: Сергей Михеев/РГ
1-ое — ребенок должен быть готов на физическом уровне: в 1-ый класс берут ребят, которые достигнули возраста 6 лет и 6 месяцев и не имеют противопоказаний по здоровью. У него обязана быть довольно развита маленькая моторика, он может надзирать свои физиологические потребности и тривиально обслуживать себя. Например, умеет отлично воспользоваться столовыми устройствами: с ложечки в школе уже никто подкармливать не будет.
2-ое — это психическая готовность. Тут весьма много характеристик. У малыша обязано быть довольно развиты внимание, память, мышление, воображение и речь. Он должен уметь вести себя подходящим образом в различных ситуациях, дружить со сверстниками, разговаривать со взрослыми. А еще осознавать, для чего ему необходимо идти в школу.
— Для оценки психической готовности в Сети существует большущее количество экспресс-тестов, которые предки могут употреблять без помощи других, — поведала психолог Анастасия Кузнецова. — Таковой мини-скрининг поможет папам и мамам сориентироваться, над чем еще «поработать» с будущим первоклашкой, чтоб он просто адаптировался к школе.
Репетитор в началке — это быстрее дань моде, родительские амбиции и недостающая информированность о ресурсах школы
Ну и 3-я принципиальная составляющая — предметная готовность. Это умение читать, различать звуки, слоги, слова, предложения, считать и решать простые задачки, широта кругозора. Другими словами познания и умения, на базе которых строится обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) разным предметным областям.
— Можно сказать, что физическая и психическая готовность для грядущего первоклашки — «неотклонимая программка», а предметная готовность — «случайная», — гласит психолог. — Поэтому что при сформированности первых 2-ух, третье — дело стремительно наживное. А вот если напротив: ребенок и читает, и считает, и «Онегина» декламирует, и по-английски гласит, но при всем этом мал, слаб, не умеет разговаривать со сверстниками и добровольно подчиняться школьным правилам, высок риск сложной адаптации, разочарований, утраты энтузиазма к учебе.
Баллы ЕГЭ выросли по сопоставлению с плодами прошедших лет
Должен ли ребенок знать слово «нужно», и что созодать, если его этому слову не обучили?
— Знать слово «нужно» — означает уметь соотносить свои желания с необходимостью и подчинять их определенным происшествиям либо правилам. Охото глядеть мультики, но нужно ложиться спать, охото продолжать играться, но нужно собрать игрушки, охото выкрикнуть ответ, но необходимо поднять руку и дождаться, когда тебя спросят… Сущность этого навыка в сознательной регуляции собственного поведения в согласовании с принятыми нормами, — замечает Анастасия Кузнецова. — В психологии это именуется «произвольность», она формируется к 7 годам и является одним из главных критериев готовности к школе. Если к первому классу ребенок не научился регулировать свое поведение, он будет обучаться этому, повсевременно сталкиваясь со школьной системой норм и правил.
К концу первого класса не считая того, что все ребята научатся считать, читать и писать, они должны будут уметь организовывать свое рабочее пространство, вести взаимодействие с учителем и одноклассниками на уроке, надзирать свою работу, без помощи других оценивать ее результаты…
Лайфхак для первоклашки
Чему не нужно учить малыша перед первым классом, чтоб учителю позже не переучивать?
— Не нужно брать учебники и рабочие тетради для первого класса и «проходить» материал заблаговременно, — уверен председатель Ассоциации потрясающих управляющих Москвы Максим Иванцов. — Есть огромное количество развивающих и обучающих игр для дошкольников, которых полностью довольно. Хоть какой учитель исходной школы произнесет, что для него еще важнее, чтоб у первоклашки были развиты речь, мышление и внимание, чем счет до тыщи либо беглое чтение без осознания смысла прочитанного.
Совфед одобрил президентский закон о воспитании в школах и университетах
К слову, некие семьи в желании посодействовать своим школярам даже нанимают репетиторов уже в первом классе!
— Это странноватое явление, — считает Максим Иванцов. — Если ребенок испытывает трудности в освоении программки, в самой школе есть спецы и механизмы, которые посодействуют найти предпосылки этих проблем и убрать их. В школе есть внеурочная деятельность, кружки, в каких закрепляются познания и умения, развиваются возможности. Потому репетитор в началке — это быстрее дань моде, родительские амбиции и недостающая информированность о ресурсах школы, чем беспристрастная необходимость.
Не нужно брать учебники и рабочие тетради для первого класса и проходить материал заблаговременно
Родителей постоянно тревожит вопросец: сколько времени обязано уходить на домашнюю работу?
— В первом классе нет домашних заданий, — объясняет председатель Ассоциации потрясающих управляющих Москвы Максим Иванцов. — Учитель может давать ребятам личные поручения, направленные на формирование определенных способностей: дописать строку в тетради, внести отметку в ежедневник наблюдения за погодой, создать фото домашней прогулки в парке и так дальше. Они носят развивающий, воспитывающий нрав и занимают совершенно мало времени.
Но совершенно для домашнего задания в исходной школе важнее не столько ЧТО созодать, сколько КАК созодать.
— Тут нужна синхронность: как в школе — так и дома. Потому 1-ое и основное правило — неизменный контакт с потрясающим управляющим. Хоть какой преподаватель исходной школы верно расставит акценты, что и как необходимо созодать дома с детками. В рамках этого метода и необходимо действовать, — считает Максим Иванцов.
Инфографика «РГ»/ Леонид Кулешов/ Ксюша КолесниковаКстати
Как пройдут линейки первого сентября?
«Все будет зависеть от эпидемиологической обстановки, — поведали «РГ» в Роспотребнадзоре. — Разумеется, что наша рядовая жизнь поменялась, и сейчас почти все классические формы проведения мероприятий получают онлайн-формат. Обычно во время школьных линеек деток группируют по классам, и любая группа находится на достаточном расстоянии друг от друга. Если погода и климат разрешают, линейки проводятся на открытом воздухе. В неких школах линейки для учеников 1-4-х классов проходят раздельно от учеников средней и старшей школы. Есть уверенность, что администрация школ управится с задачей и сумеет обеспечить принципы общественного дистанцирования при проведении мероприятий 1 сентября».
Источник: