Практически три месяца миллионы русских студентов обучались удаленно. Невзирая на стрессовую ситуацию, фактически все смогли сдать сессии, защитить дипломы. Все — дистанционно. А ведь случись схожее лет 30 лет, университеты просто бы закрылись. 60 процентов педагогов вузов так и не смогли сдружиться с цифрой за время дистанционного обучения. Фото: Константин Завражин/РГ
По инициативе минобрнауки специалисты, посреди которых ректоры ВШЭ, РАНХиГС, ТГУ, ДВФУ, СПбГУ и остальные, подвели типичный результат сезона вузовской «удаленки» в большенном аналитическом докладе. И хотя, по словам главы минобрнауки Валерия Фалькова, в октябре нас ожидает еще наиболее детализированный «разбор полетов», выводы создать можно уже на данный момент.
Как студент сумеет устроиться на работу в школу
Основное: институты в целом «стресс-тест» выдержали. И в дальнейшем высшее образование как и раньше остается «офлайновым». Но кое-кому придется как надо «подтянуть» свои познания по теме цифровых технологий. Как узнали создатели доклада, наиболее 60 процентов вузовских педагогов так и не смогли сдружиться с цифрой за время «удаленки». Тем не наименее почти все лицезреют тут новейшие способности и убеждены: цифра повысит доступ к высококачественному образованию. Чтоб мотивировать преподавателей, предложено поощрять тех, кто интенсивно врубается в цифровые проекты.
А для самых продвинутых «адептов» дистанта необходимы особенные гранты. На данный момент в высшей школе людей с богатым «цифровым» опытом всего только четверть.
В целом же, педагоги почаще противопоставляют «удаленку» классическому формату по принципу «черное-белое». И при таком твердом сопоставлении практически 90 процентов, естественно, выбирают 2-ое.
Посреди студентов знатоков числа, само собой, больше. И конкретно благодаря их помощи почти всем педагогам было легче приспособиться к критическому переходу на дистанционное образование. Но молодежь столкнулась с иной неувязкой: не сделалось работы, а означает — никакой добавки к стипендии и доп средств на помощь родителям либо даже оплату своей учебы. Известны и случаи, когда студенты были обязаны кинуть учебу, чтоб выйти на полный рабочий денек, чтоб обеспечивать себя и свою семью. Тех, кто до пандемии кооперировал работу и учебу, меж иным, не так и не достаточно — 65 процентов. Одной из мер поддержки студентов обязано стать увеличение стипендий до уровня малого размера оплаты труда, отмечают специалисты. Напомним, сейчас МРОТ по Москве — наиболее 17 тыщ рублей, а, к примеру, в Ивановской области — 10 500. Для сопоставления, рядовая академическая стипендия без надбавок — около 1500 рублей. Стипендии аспирантов также предлагается повысить так, чтоб они были не ниже средней заработной платы по региону.
Валерий Фальков: Онлайн-выпускной для студентов вузов станет каждогодним
К слову, невзирая на отличные дела с цифрой, к концу дистанта (июнь) только 14 процентов студентов произнесли, что их все стопроцентно устраивает. Зато приблизительно третья часть приняли дистанционный формат обучения: им он нравится даже больше, чем очный. Может быть, стопроцентно удовлетворенных удаленкой было больше, если б не одно «но». У десятой части всех студентов не оказалось дома нужной высококачественной техники — планшетов, ноутбуков и роутеров. А посреди ребят из малообеспеченных семей таковой техники не было у 30 процентов. Нередко сбоила и интернет-связь.
Что еще принципиально? «Последствия кризиса будут отдаваться эхом в системе высшего образования еще пару лет», — пишут создатели доклада. И дают пересмотреть принципы контроля за университетами, прямо до отмены всех проверок до конца 2024 года, не считая проверок денежной дисциплины. Университетам будет тяжело: 40 процентов ректоров предсказывают понижение доходов наиболее чем на 10 процентов в 2021 году.
«Полная реализация программ высшего образования в дистанционном формате невозможна», — заключили создатели доклада. Но в дальнейшем университеты будут кооперировать цифровые технологии, дистанционный формат и обыденные занятия в аудиториях.
Источник: