До сентября больше месяца, но предки будущих первоклашек уже начали запасаться тетрадками, ручками и школьной формой впрок. Как осознать, что ребенок готов к первому классу? Что должен знать и уметь будущий школьник? Как научиться стремительно созодать «домашку»? «Русская газета» разбирается вкупе с профессионалами — председателем Ассоциации потрясающих управляющих Москвы Максимом Иванцовым и педагогом-психологом Городского психолого-педагогического центра Москвы Анастасией Кузнецовой. Фото: Виталий Тимкив/ РИА Анонсы
1-ое — ребенок должен быть готов на физическом уровне: в 1-ый класс берут ребят, которые достигнули возраста 6 лет и 6 месяцев и не имеют противопоказаний по здоровью. У него обязана быть довольно развита маленькая моторика, он может надзирать свои физиологические потребности и обслуживать себя в простой гигиене. Например, умеет отлично воспользоваться столовыми устройствами: с ложечки в школе деток уже никто подкармливать не будет.
2-ое — это психическая готовность. Тут весьма много характеристик. У малыша обязано быть довольно развиты внимание, память, мышление, воображение и речь. Он должен уметь вести себя подходящим образом в различных ситуациях, уметь разговаривать и дружить со сверстниками, вести взаимодействие со взрослыми. А еще — осознавать, для чего ему необходимо идти в школу…
На чем грезят созодать средства современные школьники
— Для оценки психической готовности малыша к школе в Сети существует большущее количество экспресс-тестов, которые предки могут применять без помощи других, — поведала психолог Анастасия Кузнецова. — Таковой мини-скрининг психического «набора» грядущего первоклашки поможет родителям сориентироваться, над чем еще «поработать», чтоб ребенок просто адаптировался к школе.
Ну и 3-я составляющая фуррора первоклашки: предметная готовность. Это умение читать, различать звуки-слоги-слова-предложения, считать и решать простые задачки, широта кругозора. Другими словами познания и умения, на базе которых строится обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) разным предметным областям.
— Можно сказать, что физическая и психическая готовность для грядущего первоклашки — «неотклонимая программка», а предметная готовность — «случайная», — замечает Анастасия Кузнецова. — Поэтому что при сформированности первых 2-ух, третье — дело стремительно наживное. А вот если напротив: ребенок и читает, и считает, и «Онегина» декламирует, и по-английски гласит, но при всем этом мал, слаб, не умеет разговаривать со сверстниками и добровольно подчиняться школьным правилам — высок риск сложной адаптации, разочарований, утраты энтузиазма к учебе.
А сейчас по пт.
Будущий первоклассник понимает и может именовать:
— фамилию, имя, отчество свое и ближайших взрослых (предки, бабушка, дедушка, воспитатели)
— собственный возраст и дату рождения;
— собственный домашний адресок;
— страну, город, в каком живет, его главные достопримечательности;
— времена года: их количество, последовательность, главные приметы, месяцы (количество и наименования);
— деньки недельки (количество, наименования, последовательность), части суток.
Будущий первоклассник умеет:
— выделять значительные признаки предметов мира вокруг нас и на их базе систематизировать их по категориям, определять излишний предмет, разъяснять выбор;
— различать и верно именовать: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, шар, цилиндр, куб;
— различать и верно именовать цвета цветового диапазона;
— обладать карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные полосы, аккуратненько закрашивать, штриховать, не выходя за контур, обводить и копировать эталон;
— свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право — лево, верх — низ и т.д.);
— соотносить количество с числом и цифрой в границах 10;
— составлять целое из частей (не наименее 5-6 частей);
— пересказывать прослушанный либо прочитанный рассказ, отвечать на вопросцы по содержанию;
Из школьного меню уберут невкусные обеды
— составлять рассказ по картинке, устанавливать последовательность событий по серии из 5-6 сюжетных картин, без помощи других придумать окончание рассказа;
— уяснить и именовать 7-9 предметов, картинок, слов;
— пристально слушать аннотацию, повторять и делать ее;
— действовать по правилам в игре либо задании;
— оценивать свои и чужие поступки с позиции простых норм морали (околпачил/ произнес правду, оскорбил/пожалел и т.д.)
— обращаться к взрослым людям на «вы», здороваться, прощаться, гласить «спасибо» и «пожалуйста», обращаться с просьбой и за помощью.
Должен ли ребенок знать слово «нужно», и что созодать, если до первого класса его этому слову не обучили?
— Знать слово «нужно», означает, уметь соотносить свои желания с необходимостью и подчинять их определенным происшествиям либо правилам: охото глядеть мультики, но нужно ложиться спать, охото продолжать играться, но нужно собрать игрушки, охото выкрикнуть ответ, но необходимо поднять руку и дождаться, когда тебя спросят… Сущность этого навыка в сознательной регуляции собственного поведения в согласовании с нормами, принятыми в обществе, — гласит Анастасия Кузнецова. — В психологии это именуется «произвольность», она формируется к 7 годам и является одним из главных критериев готовности к школе. Если к первому классу ребенок не научился регулировать свое поведение, он будет обучаться этому, повсевременно сталкиваясь со школьной системой норм и правил. К концу первого класса не считая того, что все ребята научатся считать, читать и писать, они должны будут уметь организовывать свое рабочее пространство, вести взаимодействие с учителем и одноклассниками на уроке, надзирать свою работу, без помощи других оценивать ее результаты…
Сколько времени обязано уходить на домашнюю работу?
— В первом классе нет домашних заданий, — гласит председатель Ассоциации потрясающих управляющих Москвы Максим Иванцов. — Учитель может давать ребятам личные поручения, направленные на формирование определенных способностей: дописать строку в тетради, внести отметку в ежедневник наблюдения за погодой, создать фото домашней прогулки в парке и так дальше. Они носят развивающий и воспитывающий нрав и занимают совершенно мало времени.
Репетиторы для началки — обычное явление? Почему предки нанимают репетиров в первом классе?
— Это странноватое явление, — считает Максим Иванцов. — Если ребенок испытывает трудности в освоении программки, в самой школе есть спецы и механизмы, которые посодействуют найти предпосылки этих проблем и убрать их. В школе есть внеурочная деятельность, кружки, в каких закрепляются познания и умения, развиваются возможности. Потому репетитор в началке — это быстрее дань моде, родительские амбиции и недостающая информированность о ресурсах школы, чем беспристрастная необходимость.
Чему не нужно учить малыша перед первым классом, чтоб учителю позже не пришлось переучивать?
— Не нужно брать учебники и рабочие тетради для первого класса и «проходить» материал заблаговременно, — уверен преподаватель. — Есть огромное количество развивающих и обучающих игр для дошкольников, которых полностью довольно. Хоть какой учитель исходной школы произнесет, что для него еще важнее, чтоб у первоклашки были развиты речь, мышление и внимание, чем счет до тыщи либо беглое чтение без осознания смысла прочитанного.
Лайфхак: как научиться стремительно создать «домашку»
Для домашнего задания в исходной школе важнее не столько ЧТО созодать, сколько КАК созодать. Тут нужна синхронность: как в школе — так и дома. Потому 1-ое и основное правило — неизменный контакт с потрясающим управляющим. Хоть какой преподаватель исходной школы верно расставит акценты, что и как необходимо созодать дома с детками. В рамках этого метода и необходимо действовать, — замечает — считает Максим Иванцов.
Метод выполнения домашнего задания
1. Подготовка рабочего места: родитель (один из ближайших родственников человека, составляющий основу семьи) организует деяния в форме поручений, ребенок делает:
открывает электрический ежедневник,
Что ожидает школы в новеньком учебном году
распечатывает страницу с заданиями, чтоб обозримый список задач находился перед очами;
поочередно достает и готовит учебники и тетради, которые пригодятся, организовывает место.
2. Подготовка к выполнению задания: родитель (один из ближайших родственников человека, составляющий основу семьи) организует деяния в форме вопросцев, ребенок делает:
определяется с первым предметом, ставит учебник на подставку;
глядит, что задано по предмету, отмечает карандашом в учебнике задания, которые нужно выполнить;
описывает последовательность выполнения заданий.
3. Выполнение заданий и контроль свойства: ребенок контролирует свои деяния, родитель (один из ближайших родственников человека, составляющий основу семьи) задает вопросцы на осознание:
ребенок вслух читает задание, родитель (один из ближайших родственников человека, составляющий основу семьи) уточняет, что необходимо создать;
родитель (один из ближайших родственников человека, составляющий основу семьи) спрашивает, как выполнить задание, дискуссирует методы и последовательность действий;
ребенок делает деяния, проговаривая их вслух.
Если подобные деяния повторяются из раза в раз, метод у малыша заходит в привычку. И из наружного контроля равномерно формируется самоконтроль.
Проекты, курсы либо программки для родителей
Для родителей, которые желают завладеть особыми познаниями и развить свои психолого-педагогические компетенции в Городском психолого-педагогическом центре при Департаменте образования и науки городка Москвы организованы курсы для родителей по исследованию основ детской психологии и педагогики, проводятся консультации профессионалов Центра по широкому кругу вопросцев обучения и воспитания. Информацию о их можно отыскать на официальном веб-сайте Центра в разделе «Родителям».
А для активных родителей, которые желают быть в курсе животрепещущих событий и вопросцев системы столичного образования, можно советовать еженедельные общегородские онлайн-совещания для родителей, которые проводит Экспертно-консультативный совет родительской общественности при Департаменте образования и науки городка Москвы.
Источник: