В первый раз за вековую историю знаменитой вахтанговской школы — Театрального института имени Щукина — в этом году тут вдруг засомневались: получится ли набрать новейший курс? Всему виной, понятно, эпидемия коронавируса, отменившая спектакли и гастроли, закрывшая театры и музеи, посадившая студентов и школьников на дистанционное обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками). И заставившая педагогов и абитуриентов творческих вузов осваивать новейший формат — виртуальные прослушивания.
Как распознать талант на бездушном экране? Кому удалось преодолеть в той же «Щуке» конкурс в 200 человек на пространство? Можно ли выучиться на актера онлайн и для чего же сейчас молодежь идет в театральный? О этом «Русской газете» сказал народный артист Евгений Князев, он же ректор Театрального института имени Бориса Щукина. И по радостному совпадению, 9 августа отмечает собственный денек рождения.
Евгений Владимирович, когда самоизоляция затянулась на несколько месяцев, у «щукинцев» не было таковых настроений — все пропало, набор студентов в этом году провалится?
Евгений Князев: Трудности, естественно, были. Как на данный момент помню, 16 марта в Вахтанговском театре объявили, что мы прекращаем играться спектакли, а позже начались изоляция и дистанционное обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) в институте. В тот момент мы вправду серьезно испугались, сможем ли набрать новейший курс. Творческие прослушивания обычно начинались уже в апреле, чтоб успеть поглядеть всех жалеющих. Как быть, когда все закрыто? Пошевелили мозгами, посовещались и в конце марта объявили прослушивания в онлайн-режиме. Составили подробную памятку для абитуриентов, поведали, что они должны создать, куда выслать, как залить свое видео на YouTube. И к нам равномерно стали приходить записи ребят.
В этом году на актерском факультете курсы набирали заслуженные артисты Кирилл Пирогов и доктор Миша Симаков. Стремительно удалось акклиматизироваться с новеньким онлайн-форматом?
Евгений Князев: Сначала преподаватели были в страхе: как оценивать ребят, смотря на экран, когда нереально угадать, какого он роста, как улыбается, разговаривает… Подключились все наши педагоги, дружно просмотрели и оценили наиболее 4500 видео, присланных на 1-ый тур.
Четыре с половиной тыщи видео — жутко спросить, какой у вас был конкурс в этом году?
Какие премьеры готовят русские и белорусские театры к новенькому сезону
Евгений Князев: Конкурс был большой. А еще более было слез и расстройств. Преподаватели, кажется, время от времени переживали больше самих ребят: как избрать 1-го из 2-ух, если оба одарены? Угадали мы с выбором либо нет — узнаем скоро. А если гласить о цифрах, то в обычно на 1-ый тур мы получали 3000-3500 заявок, другими словами, в этом году у нас — рекорд. И это на 13 экономных мест! Еще 13 человек — это мотивированной набор от Тулы, Калуги и Якутии. И 40 платных мест. Представляете, какая конкурентность?!
Но преподаватели все таки совладали — и с собой, и с сиим наплывом абитуриентов?
Евгений Князев: Да, почти все из тех преподавателей, кто скептически глядел на новейшие технологии, хорошо их освоили. А на втором шаге уже Кирилл Пирогов и Миша Симаков больше общались с ребятами — высылали им доп задания, общались по видеосвязи.
О чем гласили с ребятами, если не тайна?
Евгений Князев: У педагогов особенный птичий язык, понятный лишь им. Ответы на обыкновенные вопросцы: «Для чего хочешь поступить сюда? Знаешь ли, при каком театре наш институт? Какие спектакли лицезрел?» — могут весьма почти все сказать про абитуриента. Кто-то старается быть необычным. Одна женщина заявила в этом году, что избрала театральный, поэтому что грезит стать музой Боттичелли. Преподаватель чуток не лишился дара речи (смеется).
А 3-ий заключительный тур — он тоже проходил «заочно»?
Евгений Князев: К счастью, вживую. 85 ребят со всей страны, прошедших 1-ые два тура, мы пригласили на очное прослушивание в Москву. За эту возможность мы весьма признательны Минобразования, Минкультуры, Роспотребнадзору, которые услышали ректоров театральных вузов и дали нам такую возможность. Мы строго следовали всем правилам: три потока развели по времени, были маски, санитайзеры и измерение температуры. У 1-го юноши температура оказалась 37,4 — ему предложили сдать тест и возвратиться, но он больше не возник.
Дистанционно ребята могли приготовиться, снять несколько дублей — а здесь лицом к лицу с педагогом, это куда труднее…
Евгений Князев: Естественно, беспокоились — как и мы в их годы. 3-ий тур, решающий момент — нужно показать талант на сцене. А в зале перед тобой комиссия из 15 человек, которые тебя оценивают, при этом, время от времени и очень строго… Зато благодаря онлайн-режиму сделалось больше ребят из отдаленных уголков страны. Ранее не много кто рисковал лететь, к примеру, из Владивостока в Москву на 1-ое прослушивание. Лишь представьте, летишь 10 часов, неясно, где останавливаешься, бежишь занимать очередь, выходишь на сцену и… провалился. А здесь была возможность собраться, приготовиться.
9 августа — видеоконференция о приемной кампании в театральные университеты в период пандемии
Тот, кто прошел такие тесты, наверное уже может чувствовать себя без 5 минут артистом?
Евгений Князев: Это огромное заблуждение. Актерская профессия — забег на длинноватую дистанцию. Фуррора достигнет лишь тот, кто готов 24 часа в день обучаться и работать над собой. Актер должен быть увлекателен публике. А если ты пустой, как медный таз, какой от тебя толк — зритель просто встанет и уйдет.
Как собираетесь учить студентов в новеньком году — не в онлайн-режиме?
Евгений Князев: Надеюсь, режим будет обычным. Тяжело чему-то обучить без живого общения, личного контакта преподавателя и ученика. 15 сентября мы, в конце концов, вручим дипломы выпускникам. В этом году они сдали все экзамены, неких успели принять в театральные труппы, но праздничек мы отложили до сентября. К слову, из-за пандемии у нас покажется новейший предмет — будем учить студентов снимать свои наилучшие выступления, собирать видео-визитки и портфолио, которые можно отправлять руководителям театров, режиссерам.
У ректора Князева много хлопот — а у актера Князева остается время на новейшие роли?
Евгений Князев: Время от времени кажется, что рабочий денек никогда не кончится: днем едешь в институт, позже в театр на репетицию, позже опять в институт, вечерком снова в театр, поэтому что у тебя спектакль. И вот сидишь в гримерке без сил и думаешь, а для чего для тебя все это, что ты умеешь — всем все обосновал? Но позже гримируешься, надеваешь костюмчик, подходишь к сцене, видишь зрителей. Они пришли отдохнуть либо прикоснуться к искусству, может даже специально, чтоб узреть на сцене тебя… И врубается некий внутренний моторчик, и непонятно откуда возникают силы. А на последующий денек все повторяется. Таковая у нас профессия. Так мы живем.
Источник: