Министерство просвещения опубликовало для публичного обсуждения законопроект, который серьезно изменит судьбу Всероссийской олимпиады школьников (ВСОШ). На ее финишных шагах сейчас будут такие же меры сохранности, как и на ЕГЭ. Отвечать за задания, передавать их в регионы и проводить всероссийский шаг будет Рособрнадзор. Очередное новаторство — перечень предметов ВСОШ, от арифметики до литературы, предлагается утверждать любой год. Фото: iStock
Эти нововведения «Русской газете» откомментировал заместитель председателя оргкомитета шагов Всероссийской олимпиады школьников в Москве, научный управляющий Столичного центра педагогического мастерства Иван Ященко.
В русские университеты придет наиболее миллиона первокурсников
— Русским школьным олимпиадам — практически 90 лет. Они зарождались как движение энтузиастов, неравнодушных ученых и преподавателей. Все началось с математических олимпиад в Ленинградском институте в 1934 году, и в Столичном институте — в 1935-м. Позже уже возникли всесоюзные, всероссийские умственные соревнования. И постоянно основным их принципом оставалась научная честность. Сейчас олимпиада стала массовой, в ней участвуют миллионы малышей. Она добралась даже до самых удаленных уголков страны. Это весьма здорово.
Но есть аспект. Опосля того, как призеры и фавориты стали поступать в хоть какой русский университет без экзамена, ставки в этом соревновании взлетели до небес.
Высочайшие ставки — высочайшие опасности?
Иван Ященко: Опосля того, как Сергей Кравцов, возглавлявший Рособрнадзор с 2013 года, навел порядок на ЕГЭ, весьма почти все нечестные люди стали интенсивно переключаться на олимпиады. Мы стали ловить ребят-студентов, которые пришли решать задания «за того парня», в том числе с поддельными паспортами. Еще одна неувязка — утечки. Они уже исключены на ЕГЭ, а пару лет попорядку мы следили ситуацию, как федеральные задания для регионального шага ВСОШ утекали в веб. И команде предшествующего министра приходилось их срочно подменять. Я уж не говорю про ситуации, когда в неких регионах были аномально высочайшие результаты регионального шага, которые позже не подтверждались на заключительном. Прям как на ЕГЭ в 1-ые годы….. Все это — суровая неувязка. Мучается не только лишь правительство, которое предоставляет такому «победителю» экономное пространство. Мучаются остальные участники, чье пространство занимает жулик.
Потому инициативу министерства просвещения — передать контроль над проведением олимпиады Рособрнадзору — можно лишь поддержать. Ведь есть отработанная система передачи заданий, видеонаблюдения, сканирования работ…. Естественно, еще есть вариант — сделать с нуля и другую систему, которая будет защищена не меньше, чем ЕГЭ. Но для чего?
Как она работает?
Иван Ященко: Это около тыщи пт на базе школ в регионах, оборудованных видеонаблюдением, принтерами для распечатки заданий, сканерами, металлоискателями, защищенными каналами передачи из федерального центра. Вся эта система технологически и организационно отлажена. Она вправду отлично обеспечивает передачу заданий и проверку работ без утечек. Дозволяет ловить нарушителей с телефонами. Но все это простаивает посреди года, когда нет ЕГЭ.
В Москве мы уже издавна используем конкретно «егэшную» инфраструктуру для проведения олимпиад. Я уверен, что эта мера — своевременная и повысит их защищенность от атак, сделает наиболее прозрачными. Повысит доверие. Ну и, естественно, очень сбережет ресурсы — ведь ничего поновой создавать и выдумывать не надо.
В новейший интернациональный рейтинг вузов вошел 101 русский институт
Но ведь олимпиада — не ЕГЭ, у нее есть свои традиции. Как их сохранить?
Иван Ященко: Я уверен, что устроители сделают все верно и не выплеснут малыша совместно с водой.
Вокруг каждой предметной области уже издавна сформировано общество экспертов, которые живут сиим делом, разрабатывают задания. Это мастера экстра-класса, творческие люди. И весьма принципиально их не утратить. Наши олимпиады, к примеру, по арифметике, физике, информатике, химии и остальным предметам имеют высочайший авторитет на интернациональной арене конкретно поэтому, что на ней предлагаются неповторимые задания. Это копилка не только лишь русского, да и мирового методического опыта, который оттачивался десятилетиями.
Но было много случаев, когда калоритные красивые задания приходились срочно поменять в крайний момент на что-то, изготовленное наскоро. Просто поэтому, что отличные задания утекли в Сеть.
Уверен, что коллеги из Рособрнадзора получат наивысшую поддержку проф общества, и сохранят преемственность олимпиадных традиций. Составлять задания как и раньше должны калоритные творческие люди. Всероссийская олимпиада не обязана перевоплотиться в аналог ЕГЭ . Я занимаюсь разработкой заданий и для того, и для другого, и на собственной своей шкуре понимаю принципную разницу.
Источник: