46 процентов россиян, по данным опроса ВЦИОМ, не так давно на вопросец «Кто таковой политолог?» ответили, что это человек, занятый политической аналитикой. 49 процентов опрошенных кому-то из политологов доверяют, кому-то нет. И около 15 процентов желают, чтоб их детки выучились на политолога. Где сейчас пространство политолога и как он влияет на политику, обсуждали специалисты в пресс-центре «Наша родина сейчас». Фото: Владимир Трефилов/РИА Анонсы
— Поступив на философский факультет в МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова), я оказался в первом наборе на отделении политологии, — вспоминает глава ВЦИОМ Валерий Федоров дальний 1991 год.
Политолог: Устроители выборов стали внимательнее относиться к кандидатам
Та политология, по его словам, была достаточно странноватым предметом: «педагоги по привычке ведали о сердечных дискуссиях Ленина с Крупской в Цюрихе, и ничего не знали о законе Дюверже» (один из принципов политологии, определяющий, какая из избирательных систем содействуют двупартийности, а какая — многопартийности — прим. «РГ»).
К слову, юное поколение политологов как и раньше поднимает вопросец о том, чтоб очистить политологию от засилья марксизма-ленинизма, а именно, от привычки все сводить к вопросцу «кому это прибыльно и в чьих это интересах?».
Во взорах на политологию есть и иная крайность — созидать в политологе до этого всего политтехнолога, организующего местные выборы с большущим количеством манипуляций. Хотя специалисты считают, что таковой взор больше уходит на периферию, и публичное мировоззрение склоняется к тому, что политология обязана помогать нам постигать политику.
Политолог Игорь Минтусов скептически увидел, что понятие «политология» нередко выступает ширмой для проф пропагандистов.
Научный сотрудник Центра законотворческих исследовательских работ наук РАНХиГС и Столичной высшей школы соц и экономических наук Екатерина Шульман, напротив, уверена, что политолог уж никак не пропагандист, навязывающий кому-то некоторую правду, но человек, который может показать возможность альтернативного либо вариативного развития той либо другой ситуации. Она уверена, что политология — одна из соц наук, которая изучает публичные дела и распределение императивного ресурса, его повышение, уменьшение, перемещение. По ее воззрению, политолог совсем не приговорен к необходимости пойти и кому-то продаться: «Если вы делаете то, что необходимо и любопытно людям, радивы впереди себя и собственной наукой, то вас не убьет никакой источник финансирования. Просто нужно брать средства и гласить правду, другое тупо и неэффективно».
Политолог — о итогах встречи президентов и будущем Союзного страны
— Если вас интересует «материя власти» и современная политическая история, совершающаяся на наших очах, для вас стоит помыслить, не заняться ли для вас исследованием политики, естественно, за ранее научившись этому, — подытожила она свою позицию. — Приходите в политологи, у нас весьма любопытно.
Политолог Олег Румянцев вспомянул идея политического философа Жюльен Бенда о том, что публичное призвание интеллектуалов — служить правде и напомнил о необходимости работы на общее, публичное благо. Стержень и нравственные ориентиры — это, по его воззрению, то, что весьма даже необходимо политологу.
Он выделил, что для политолога важны системный подход к познаниям, умение получать данные и рассматривать их, познание сферы публичной политики, умение ранжировать и расставлять ценности в политических событиях, умение разговаривать, предвещать политические действия, производить критичный подход к происходящему.
Ему сделал возражение Валерий Федоров: объективный политолог это «прохладная рыба, которая никому не увлекательна в мире, перегруженном информацией, где единственный ключ к тому, чтоб тебя увидели — это новенькая искренность». Он также поставил под вопросец саму возможность вычисления общего блага, почаще всего за такое выдается благо групповое.
Александр Соловьев, доктор факультета политологии МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова), несколько остудил пафос поиска больших истин: «В политологии нет истин-констант, политическая правда весьма релятивна». Логика подготовки спеца политических наук, по его воззрению, обязана диктоваться задачей сформировывать фактически политологическую точку зрения. Политолог должен созидать явление с различных точек зрения, потому его нужно учить еще в вузе вычислять правду из событий.
Все специалисты сошлись на том, что учить политический процесс хоть и очень трудно, но любопытно.
Источник: