В сентябре этого года исполнилось 10 лет системе дуального образования в Рф. При дуальном обучении как минимум три четверти учебного времени уделяется практике. Фото: Пресс-служба Группы ГАЗ
Дата очень условная, естественно. Тем не наименее отсчет принято вести с того момента, когда программку дуального обучения запустила компания «Фольксваген Груп Рус». Программка была нацелена на подготовку продвинутых с технической точки зрения рабочих для строящегося в округах Калуги авто завода. По словам гендиректора компании Маркуса Озеговича, 1 сентября 2010 года в первый раз в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) 24 студента начали обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) в Калужском институте информационных технологий и управления по специальностям «мехатроника» и «автомехатроника». Студенты согласно русским и германским эталонам профобразования получили нужные познания и производственные компетенции по сварке, гидравлике, пневматике, электротехнике, электронике, программированию, диагностике.
Дуальные программки обучения нужны у работодателей и студентов
Напомним, что при дуальной системе обучения теоретические познания студент получает в образовательном учреждении, а практические способности — на предприятии. Соотношение теоретического и практического обучения не равное: 20-25 процентов времени отводится на теорию, 75-80 — на практику. Таковая модель обучения употребляется в средне-специальных и высших учебных заведениях, а финансируется вместе делом, который заинтересован в квалифицированном персонале, и государством. В крайние годы дуальное обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) набирает популярность, так как тренд на локализацию зарубежных компаний в Рф, модернизация российскей индустрии приводит к необходимости готовить профессионалов, которые сразу отлично работают не только лишь руками, да и головой. «Дуальная система обучения обеспечивает настоящую связь производства и образования и решает задачку подготовки обученных кадров, имеющих не только лишь диплом о освоении теоретического курса по тому либо иному направлению подготовки, да и готовых решать практические проф задачки, — поведал «РГ» вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) Максим Фатеев. — Совмещение высочайшего уровня теоретической подготовки и обретенных за время учебы практических способностей помогает решить задачку обеспечения русской экономики квалифицированными кадрами, более нужными работодателями».
Современный бизнес в Рф заинтересован в подготовке кадров «под себя», но готовность инвестировать в подготовку персонала зависит от уровня развития бизнеса, добавил эксперт ТПП РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина). Все большие компании издавна имеют свои системы подготовки кадров. И растрачивают средства на подготовку персонала не во наружные образовательные организации, а инвестируют в развитие корпоративного проф образования, «заточенного» под внутренние потребности. «Для того чтоб вкладывать средства в сотрудника, нужно осознавать, что с ним далее созодать. Во всем мире инвестициями в персонал занимается бизнес, у которого есть карьерная линейка, возможность внутренней ротации спеца опосля подготовки либо переподготовки, — гласит Максим Фатеев. — Если же гласить о малом и среднем бизнесе, то там предпочитают получить готового спеца с рынка и больше времени растрачивают на подбор и поиск подходящего кадра, чем на его подготовку. И считают нецелесообразным вкладывать средства в обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) человека, которого тяжело удержать, если снутри малой компании ему не могут обеспечить полную занятость либо достойный служебный рост».
Готовность инвестировать в подготовку персонала зависит от уровня развития бизнеса
Излишний раз подтверждается, что новое — это отлично забытое старенькое. Ведь еще лет 30 вспять была достаточно тесноватая связь заводов-фабрик с ПТУ-техникумами-вузами, компании брали шефство над школами, а система наставничества на производстве помогала «зеленоватым» спецам стремительно приспособиться. Но в «лихие» 90-е годы взаимодействие производств и учебных заведений было фактически разрушено. И вот в крайнее десятилетие оно равномерно восстанавливается. С декабря 2013 года на муниципальном уровне был запущен проект «Подготовка рабочих кадров, соответственных требованиям сверхтехнологичных отраслей индустрии на базе дуального образования». В нем приняли роль 13 пилотных регионов, 150 учебных заведений и наиболее 1100 компаний. И уже через три года аудиторы из ФРГ (Германия считается родоначальницей дуального образования в Европе и в мире) отметили положительную динамику развития дуального обучения в Рф.
В число пилотных компаний вошел Выксунский металлургический завод. Внедрение мотивированной подготовки рабочих кадров по программке дуального образования тут началось в 2015 году в партнерстве с Выксунским металлургическим институтом им. А.А. Козерадского. «На 513 часов был увеличен размер исследования общепрофессиональных дисциплин, на 740 часов — размер исследования проф модулей, из которых 144 часа — на производственную практику в структурных подразделениях «ВМЗ» с личным наставником. За 5 лет подготовлен 121 студент», — сказали «РГ» в Объединенной металлургической компании.
Как работает на практике цифровая образовательная среда
А на предприятиях Группы ГАЗ начали использовать систему дуального обучения еще с 2007 года, и раз в год выше 500 учащихся базисных колледжей и техникумов изучают практическую часть на Горьковском автозаводе, Ликинском и Павловском автобусных заводах, Ярославском моторном заводе. Также автопроизводители сделали первую в Рф кафедру по производственной системе в машиностроении и кафедру «Создание продукта в автомобилестроении» в Нижегородском муниципальном техническом институте им. Алексеева. Главный упор в процессе обучения также делается на практические занятия на ГАЗе.
«Для компаний дуальное образование — это возможность приготовить себе кадры буквально «под заказ», под животрепещущие задачки современных промышленных производств. В свою очередь, это мотивирует студентов обучаться с полной отдачей, наиболее осознанно, с осознанием всех действий в автомобилестроении и аспектов той либо другой специальности», — выделила директор по персоналу Группы ГАЗ Лена Марштупа.
В тему:
Германия считается родоначальником дуального образования, хотя его элементы встречаются в системах проф образования почти всех европейских государств. Прямо до XVIII века проф обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) регулировалось правилами гильдий — проф объединений, в каких состояли ремесленники. Придя в профессию часто ребенком, ученик становился подмастерьем и дальше, приобретя нужный опыт, мог стать мастером.
В русских университетах готовят кадры с учетом региональных потребностей
Германской индустрии в период активного роста в конце XIX века для размеренного развития и обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке требовался неизменный приток на создание обученных рабочих кадров. Для резвого роста их количества на производствах создавались рабочие школы, также шло обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) на рабочем месте под управлением наставников.
Тогда же русские промышленники и предприниматели начали перенимать этот, на тот момент передовой опыт.
В 1920-х годах во время индустриализации Русский Альянс приглашает зарубежных профессионалов, посреди которых много германских инженеров. Конкретно они привнесли в проф обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) рабочих и технологов на предприятиях подготовку у станка, на рабочем месте, передачу познаний, умений и способностей в процессе обучения от наставника к стажеру.
Источник: