В новеньком учебном году в школах любой денек дежурят медработники. Правда, продлится это всего несколько недель. А что позже? Докторы и медсестры возвратятся в больницы? И как и раньше будут заглядывать к ученикам по графику на несколько часов? В некие детсады и школы — даже не любой денек? По данным исследовательских работ, в большой городской школе детки обращаются в медкабинет до 30 раз в денек. Фото: Валерий Матыцин/ ТАСС
«Русская газета» не раз ставила делему школьной медицины. Она острейшая. Но просто и стремительно ее не решить, убеждены опрошенные «РГ» специалисты. 1-ый вопросец — средства. По оценкам, на обеспечение школ и детских садов мед работниками необходимо приблизительно 100 млрд рублей в год доп финансирования. 2-ой вопросец — где эти средства взять. Ведь здравоохранение и образование финансируются сейчас из различных источников. Ну и 3-ий вопросец — кадры. Педиатров сейчас приблизительно вдвое меньше, чем школ и детских садов вкупе взятых.
Как школьники могут сохранить свое здоровье
— Число медработников в школах понижается много лет попорядку. По данным минпросвещения, в прошедшем учебном году их оставалось всего 17 250 человек, в школах работали 26 056 медкабинетов. И это при том, что в стране наиболее 40 тыщ школ и около 17 миллионов школьников, — поведала «Русской газете» зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные способности — детям» Любовь Духанина. — Даже медосмотрами и диспансеризациями бывают охвачены не все ребята. В год объявления Десятилетия юношества, как показал опрос ОНФ и Фонда «Национальные ресурсы образования», лишь 52 процента из 3,5 тыщи опрошенных родителей сказали о том, что их ребенок часто проходит эти процедуры.
Преподаватели постарше, бабушки и дедушки помнят: в русские годы медкабинеты в школах не пустовали. Детям там делали не только лишь прививки, но даже вылечивали зубы. На данный момент почти все из их на замке: устарели, не соответствуют лицензионным требованиям. Но это как раз задачка решаемая, убеждены специалисты. По планам программки Десятилетия юношества в 2021 году должен быть разработан новейший эталон школьных медкабинетов и школьных аптечек. В согласовании с ним будут равномерно переоснащаться полностью все русские школы. Основной вопросец: кто в этих кабинетах будет работать?
Как прозвучало на всероссийском совещании уполномоченных по правам малыша в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина), в Рф около 100 тыщ школ и детских садов вкупе взятых. В то время как педиатров — вдвое меньше. Другими словами чтоб навести педиатра в каждую образовательную компанию, придется совершенно закрыть все поликлиники и больницы — сценарий совсем мистический.
А те докторы, которые все-же работают в школах, почаще всего находятся в штате мед организаций. Часто они, также как и медсестры, обслуживают несколько образовательных организаций, совмещая это к тому же с приемом пациентов в больнице.
И при любом ЧП, даже разбитой коленке, преподаватели не могут оказывать помощь ребенку — они должны вызывать «скорую».
Что школьники есть не желают
Выход?
— Мы осознаем, что медработник в школе, непременно, должен быть. Потому мы пошли по пути сотворения совсем новейшей должности — бакалавр школьной медицины. Уже подготовлен и утвержден проф эталон — это средний мед работник с высшим мед образованием, программка обучения которого включает познания по гигиене деток и подростков, по особенностям психологии школьников. Это одно из направлений увеличения присутствия докторов в школе, — заявила директор департамента мед помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) Лена Байбарина на совещании уполномоченных по правам малыша.
Где таковых медсестер с высшим профильным образованием для работы в школе на данный момент готовят? Какие университеты? И сколько лет придется ожидать, чтоб закрыть ими нехватку докторов во всех школах?
— Профстандарт «Спец по оказанию мед помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях» был утвержден минюстом и размещен 28 августа 2020 года. Он рассчитан на медсестер с высшим образованием. На данный момент их уже готовят, к примеру, мед университеты Тюмени и Ростова-на-Дону. Но любая группа — 20 человек либо около того. И таковых — одна-две на факультете, не больше. Другими словами выпускаться в год будет несколько 10-ов человек, а настоящая потребность — 10-ки тыщ! Числа совсем несопоставимы, — поделилась с «РГ» основной научный сотрудник лаборатории всеохватывающих заморочек гигиены деток и подростков НИИ (Научно-исследовательский институт — самостоятельное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок) гигиены и охраны здоровья деток и подростков ФГАУ «НМИЦ Здоровья деток» Минздрава Рф Ира Рапопорт.
По словам спеца, докторы и медсестры начали появляться в гимназиях и институтах великодушных девиц в Рф еще в XIX веке. Данной профессии — школьный доктор, школьный медработник — больше века. Но ее до сего времени нет в утвержденном едином квалификационном справочнике. Как результат — эта работа фактически не оплачивается из фонда ОМС.
— Оплачиваются прививки, профилактические осмотры. А вот таковых мед услуг, как профилактическая и просветительная работа в школе, как работа с детками, обратившимися в школьный мед кабинет, — их просто нет. И выходит, что де-юре мед работник в школе ничего не делает. Его труд не ценится, он получает копейки, — гласит Ира Рапопорт. — Мы проводили исследования: в школе, где обучаются 700-800 человек, в мед кабинет детки обращаются 25-30 раз в денек с болями различного нрава, началом простудных болезней, аллергическими реакциями, маленькими травмами и др. Все это необходимо прописывать, приводить в соответствие все ведомственные документы. По другому ситуация с мертвой точки не двинется.
В Рф школ и детских садов вкупе взятых — около 100 тыщ. В то время как педиатров — вдвое меньше
— Обычного решения тут нет, — замечает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ира Абанкина. — В русской школе любой денек был доктор, была медсестра, там же делали прививки. И часто в школе и в детских садах был собственный изолятор. Возвратить эту систему беспристрастно весьма трудно. Ну и стоит это созодать? Не уверена.
По словам Абанкиной, в регионах есть отличные примеры современной организации школьной медицины. К примеру, на Ямале сделаны особые центры здоровья, где ученики со всего района часто проходят профилактические осмотры, получают консультации узеньких профессионалов. В самих же школах дежурят медсестры.
— Не уверена, что для спеца по школьной медицине непременно нужно высшее образование. Ведь мед университет есть не в любом регионе, — рассуждает Ира Абанкина. — Может быть, хватит и среднего профобразования. Основное — верно найти должностные обязанности доктора, который аккомпанирует учебный процесс. Включая профилактику болезней, мониторинг здоровья школьников, контроль соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, контроль питания. Ну и, естественно, оказание первой помощи. По мере необходимости обязана быть возможность навести малыша на прием к узенькому спецу в больницу. Подготовка таковых кадров — это полностью насущная задачка. На их обязано быть выделено неизменное и системное финансирование. Какое? Если взять среднюю заработную плату в системе образования — это около 40 тыщ рублей, то выходит, что в год, по самым грубым подсчетам, на обеспечение школ и детских садов мед работниками необходимо приблизительно 100 млрд рублей доп финансирования с учетом налогов и страховых взносов. И это лишь заработной платы. Вправду много. Но общий бюджет школьного и дошкольного образования в стране — около 2,3 триллиона рублей. Если мы желаем, чтоб здоровьем школьников повсевременно занимались мастера, необходимо расставлять ценности. Нужно задуматься о том, как отыскать эти средства в бюджетах различных уровней.
В осеннюю пору Госдума может разглядеть законопроект о школьной медицине в новейшей редакции, приготовленный профильным комитетом.
— Ну не могут учителя вести вопросцы охраны здоровья. Им нужен ассистент, — сказал председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов. — Статус медработника в школе нужно поднять. Сейчас он считается вспомогательным персоналом, а должен как минимум войти в состав педсовета.
Что необходимо знать о надбавках потрясающим руководителям
— В 2017-м Роспотребнадзор опубликовал данные о том, что бодрствующими в Рф являются лишь 12% деток. Больше половины школьников младших классов и 60% старшеклассников имеют приобретенные заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности). А долголетнее исследование НИИ (Научно-исследовательский институт — самостоятельное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок) гигиены и охраны здоровья деток и подростков ФГАУ «НМИЦ Здоровья деток» Минздрава Рф показало, что в процессе обучения с 1-го по 11-й класс с 4,3% до нуля сокращается число школьников первой группы здоровья. Вырастает число ребят, нуждающихся в особенных критериях обучения, питания, спец мед обслуживании. Вырастает и учебная перегрузка на деток, — гласит зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. — Решение задачи с обеспечением школ мед работниками упирается в действующее законодательство. Согласно текущим нормам, школа не должна включать медработника в штат организации. А предусмотренные федеральным законом о образовании требования по охране здоровья обучающихся не относятся к видам медпомощи. Другими словами по закону выходит, что для соблюдения требований по охране здоровья учащихся медработник не требуется. В прошедшем году была предпринята попытка законодательно возложить оказание мед помощи школьникам на преподавателей. Но позиция Общероссийского народного фронта неизменна — это должен созодать доктор, который находится в школе в течение всего времени, пока там находятся детки. Будем поочередно работать над данной нам задачей, чтоб обеспечить защиту здоровья учащихся.
Инфографика «РГ»/ Леонид Кулешов/ Ксюша КолесниковаА что задумываются предки?
— Детские травмы во время перемен, во время уроков физкультуры — не уникальность. И далековато не постоянно это просто разбитые коленки. Бывают весьма суровые случаи. И родителям весьма принципиально, чтоб рядом был человек, которые сумеет провести первичную диагностику, оценить состояние малыша, оказать первую помощь, — объясняет директор по развитию Государственной родительской ассоциации Марианна Шевченко. — А еще, естественно, необходимо проф сопровождение образовательного процесса. Малыши проводят в школе по 6-8 часов. Что они едят? Как они посиживают? Какая у их физическая активность? Учителям, будем честны, просто не ранее: они и так загружены. А ведь есть дети-аллергики, дети-диабетики, и остальные ребята с чертами здоровья. Для их должны быть условия. Лично понимаю случаи, когда ребенок обязан был созодать для себя уколы инсулина в школьном туалете. Просто поэтому, что остальных помещений для этого не было. Необходимы не только лишь медкабинеты, да и человек, который мог бы посодействовать ребенку. Я думаю, что в рамках программки 10-летия юношества этот вопросец необходимо решать сначала. Не отдавать его на откуп регионам либо тем наиболее самими школам. А решать на федеральном уровне.
Больше половины школьников младших классов имеют приобретенные заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности). Фото: Олег Золото / «Комсомольская Правда»Грамотно
Евгений Ямбург, директор школы № 109, заслуженный учитель Рф:
— У нас в школе и мед и психическая службы остались. Но это сейчас уникальность. Неувязка в том, что несколько годов назад вышло разделение по ведомствам, это самый мерзкий «туннельный подход». Школьная медицина сейчас финансируется из бюджета здравоохранения. А образованию осталось лишь образование.
Понимаю случаи, когда ребенок обязан был созодать для себя уколы инсулина в школьном туалете. Просто поэтому, что остальных помещений для этого не было
Но меж педагогикой и медициной не обязано быть границ, они соединены нерасторжимо. В школах нужно возрождать медико-психолого-педагогическую службу. И 1-ая ее задачка — диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента). Чем ранее мы выявим делему, тем больше времени будет на то, чтоб ее решить. Некие нарушения в развитии (не будем на данный момент именовать диагнозы (заключение о сущности болезни и состоянии пациента, выраженное в принятой медицинской терминологии)) возмещатся лишь до 9 лет, пока у малыша пластичен мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков). А мы этот период в исходной школе нередко упускаем.
Минпросвещения: Случаи коронавируса в школах единичны
2-ая и 3-я задачка — корректировка и профилактика. Тут психологи, докторы, учителя и логопеды должны работать в симбиозе. Та же близорукость — ее детки начинают получать в исходной школе, а уже в выпускных классах она становится невосполнимой. У нас же есть большенный опыт профилактики — мы, к примеру, знаем, что верно организованная игра в пинг-понг может снимать напряжение с глаз. Почему бы под контролем доктора не проводить ее на переменах? Либо остальные активности для укрепления здоровья? Ту же профилактику гиподинамии, остальные неинвазивные процедуры…
На данный момент в критериях пандемии все встрепенулись. Вспомянули про школьную медицину. Но отлично, чтоб это осталось не попросту броским эпизодом. Чтоб это получило свое развитие и неувязка наконец отважилась.
Источник: