В первый раз Минобрнауки существенно изменило порядок приема в университеты: с 2021 года абитуриенты будут поступать в институты по новеньким правилам. В документе — новость на новости, при этом почти все из их, по воззрению профессионалов, просто революционные. Новейшие правила дают абитуриентам возможность выбора. И это лучше, чем твердые ограничения. Фото: РИА Анонсы
Так, университетам разрешено устраивать единый конкурс на так именуемые «укрупненные группы специальностей». Можно установить «ЕГЭ по выбору» на конкретное направление, а абитуриент решит, результаты какого экзамена представить: информатики либо, допустим, физики. Отсутствует разделение олимпиад на различные уровни. Университеты будут без помощи других принимать решение о том, какие соревнования сумеют принести абитуриентам призы при поступлении.
Почему все так абсолютно поменялось конкретно на данный момент? И какие есть подводные камешки?
По словам доктора Высшей школы экономики Иры Абанкиной, новейшие правила ориентированы, в целом, на поддержку автономии институтов. А один из пт — единый конкурс на общие направления, без разделения на специализации — шаг к наиболее обмысленному выбору профессии для абитуриентов и студентов.
Избрать профессию по мозгу
— В почти всех университетах идет реорганизация, сплетенная с укрупнением факультетов, — гласит Ира Всеволодовна. — Мы помним: президент предложил создать обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) в университетах в 1-ые два года базисным, а уже позже делить потоки по специализациям. Так что это изменение — как раз ко времени. Наиболее того, думаю, что и контрольные числа приема будут в скором времени формироваться укрупненно. Все это дозволит студенту наиболее продуманно избрать углубленную программку опосля второго курса.
Совершенно, сейчас почти все ведущие институты дают своим студентам на первом и втором курсе взять отдельные дисциплины из остальных программ.
На что могут рассчитывать выпускники вузов в Беларуси и Рф
— К примеру, выделяется особое время, допустим, среда, 2-ая половина денька. Это время факультет не может занимать своими программками, поэтому что студенты должны знакомиться с курсами остальных факультетов: брать отдельные модули, чтоб выявить свои возможности и, если необходимо, скорректировать собственный проф выбор, — ведает Абанкина.
С одной стороны, все так, но если абитуриент поступит на укрупненное направление, а с третьего курса ему придется выбирать неширокую специальность либо программку, — что, необходимо будет опять проходить конкурс? Как будет скооперировано распределение? Тут есть вопросцы и пока нет ясности.
На равных
Очередное знаковое нововведение: в правилах отсутствует разделение олимпиад на различные уровни. Решать, какие олимпиады из федерального либо другого списка сумеют принести абитуриентам призы при поступлении, университет будет сам.
— В сегодняшних критериях необходимо быть гибкими, потому минимум согласований с министерством на этом уровне — то, что необходимо, — считает Ира Абанкина. — Сам институт понимает, каких студентов ему целенаправлено принять, с какими компетенциями. Из-за пандемии всех, кто прошел в заключительный шаг Всероссийской олимпиады, признали призерами, и университеты должны были их зачислить… В итоге кому-то не хватило мест, поднялась волна недовольства.
У профессиональных школьников обязано быть несколько путей для поступления в университет. Но олимпиад сделалось очень много, и это минус
Скажем, на 1-ый план могут выйти олимпиады, которые университеты проводят сами. В Высшей школе экономики, к примеру, по местным «вышкинским» олимпиадам поступает приблизительно половина абитуриентов, ведает Абанкина. Педагоги разрабатывают задания с учетом требований каждой определенной программки и отбирают конкретно тех ребят, которые проходят этот отбор.
— Но есть большенный риск: роль в вузовских олимпиадах — нередко прерогатива тех, кто обучается в институтских школах, кто уже знаком и с педагогами, и с самой системой, — предупреждает эксперт. — Ребята из удаленных регионов и сел тут могут проиграть. Будут необходимы особые усилия, чтоб вовлечь школьников всех регионов и не лишать их равных прав с теми, кто живет в огромных городках и уж тем наиболее обучается в вузовских школах.
От 2-ух до 10
С 2021 года университеты сумеют сами устанавливать наибольшее количество специальностей и направлений подготовки, по которым можно подать документы на поступление: не наименее 2-ух и не наиболее 10. Ранее почти все годы действовало правило, которое хоть какой абитуриент сказал бы даже во сне: не наиболее 5 вузов по три направления в любом. Но 10? Не много ли? Ведь если кто-то решит применять правило на полную катушку, то подаст на всякий вариант и 50 заявлений. И только одно из их в итоге сработает.
— Эта мера, естественно, мало распыляет внимание абитуриента, в особенности для поступления на какие-то направления, где необходимы особые экзамены, допустим, не только лишь математика, но к тому же информатика, — объясняет Ира Абанкина. — Университетам, быстрее всего, придется корректировать набор экзаменов. Я к этому отношусь как к тесту. Думаю, если будут нехорошие последствия, норму скорректируют. Но в любом случае абитуриентам дают выбор. И это лучше, чем твердые ограничения.
Инфографика «РГ»/ Леонид Кулешов/ Мария АграновичКомментарии
Виктор Кокшаров, ректор Уральского федерального института:
— То, что университеты будут сейчас сами принимать решение о том, какие олимпиады имеют вес при поступлении, — палка о 2-ух концах. Еще в Русском Союзе были точные правила: фаворит областной олимпиады по арифметике, физике, биологии и ряду остальных предметов мог поступить без экзаменов в региональный университет. Если же олимпиада была Всероссийской (такие обычно проводил МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова)), то у фаворитов значительно увеличивались шансы поступить на мехмат либо физфак МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова).
Со последующего года в университеты сумеет поступить любой 2-ой абитуриент
Сейчас ситуация непростая. Олимпиада практически стала кандидатурой ЕГЭ. Если ты живешь в небольшом городке и не являешься победителем олимпиады, твои шансы поступить значительно уменьшаются. Непременно, у профессиональных юных людей обязано быть несколько путей для поступления в университет. Но олимпиад сделалось очень много, и это минус. Наверняка, потому университету и дают возможность без помощи других найти, результаты какой из их принесут абитуриенту призы при поступлении. Да и здесь должны быть границы. Чтоб не вышло, что один университет воспринимает фаворитов и призеров всех олимпиад, а иной дает призы лишь призерам интернациональных олимпиад по данному направлению.
Владимир Зернов, ректор Русского новейшего института (РосНОУ):
— Наверняка, имеет смысл отдать университетам возможность самим устанавливать вступительные тесты по нескольким предметам по выбору абитуриентов. Но при всем этом необходимы какие-то рамки. При поступлении, к примеру, на прикладную арифметику, обязано быть осознание уровня подготовки абитуриента по главным предметам курса — арифметике, физике, информатике. Ранее практически все абитуриенты сдавали российский язык и арифметику. Но математика всюду была различная. Мехмат МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова), Физтех, МИФИ, Бауманка давали абитуриентам самый непростой вариант арифметики, политехнические университеты — совершенно другую арифметику, со собственной специфичностью, а педагогические университеты инспектировали общий уровень познаний. Любая разновидность такового экзамена по арифметике решала свою задачку.
ТОП-50 многообещающих специальностей обновят
Выбор от 2 до 10 специальностей на шаге подачи документов тоже вызывает вопросцы. Не стоит кидаться из одной крайности в другую, 10 специальностей — это все таки перебор. Я бы ограничился тремя-четырьмя. Если разрешить подавать документы на 10 направлений подготовки сходу, то непременно найдутся люди, которые на все 10 и подадут, запутаются сами и запутают приемную комиссию. На данный момент такового рода неурядицу мы смотрим с согласиями на зачисление в университет. В итоге мучается сам абитуриент, поэтому что он или поступает сходу в несколько вузов, а позже никак не может принять решение, где остаться, или, напротив, никуда не попадает из-за несвоевременного отзыва согласия из другого университета.
Надеюсь, что очередные конфигурации пойдут на пользу. Правда, ни у кого нет убежденности, что эти правила окончательные и опять не будут изменены к последующему приему. Нередко поменять правила приема в университеты — тенденция плохая. Абитуриенты и их предки из-за этого путаются и не знают, к чему быть готовым. Отлично бы создать так, чтоб правила изменялись не раз в год, а хотя бы раз в пару лет, и люди могли привыкнуть к ним, к уровню требований. К слову, в Русском Союзе правила приема не изменялись десятилетиями, абитуриенты привыкали к требованиям, при всем этом свойство образования было одним из наилучших в мире.
Анатолий Александров, ректор МГТУ им. Баумана:
— Мы лицезреем, что возникает современный комплекс мер: единый конкурс по нескольким схожем специальностям, дистанционная подача документов, вступительные тесты по нескольким предметам по выбору поступающих. Новейшие правила приема непременно дают огромную свободу для абитуриентов. Естественно, университету предстоит перестроить приемную кампанию, приспособиться. Единый конкурс на укрупненные смежные направления подготовки дозволит ввести систему индивидуализации образовательных треков для студентов с 2-3 курсов. В Бауманском институте большенный выбор направлений подготовки прикладных IT-специалистов. Если сейчас мы обязаны вначале ставить условия, что абитуриент должен сдавать из ЕГЭ физику либо информатику, то в согласовании с новеньким документом сможем отдать возможность юному человеку самому найти, с каким предметом он будет поступать в институт, а какой сумеет поглубже освоить уже в процессе обучения в вузе.
Поступление в одну волну — это быстрее возвращение к традициям. Ранее конкретно так и было, конкурсная ситуация была очень понятная на первом шаге для всех: института, абитуриентов и их родителей. У абитуриентов возникают наиболее прибыльные условия поступления, а у университета становится больше свободы во время приема.
Меж тем
Правила ЕГЭ могут поменяться
Рособрнадзор разглядит идею о том, чтоб ЕГЭ сдавали лишь те выпускники школ, которые будут поступать в университеты. Напомним, в этом году из-за пандемии коронавируса ЕГЭ для тех, кто опосля школы решил не получать высшее образование, отменили. Это позволило уменьшить количество школьников в пт проведения экзамена и не допустить распространения вируса. Но по итогам ЕГЭ-2020 в Рособрнадзор поступили предложения и далее сохранить Единый лишь для тех, кто поступает в университеты. На данный момент Рособрнадзор окончил сбор и анализ предложений по совершенствованию Одного госэкзамена, которые поступили от участников экзаменов, их родителей и учителей.
Источник: