В этом году за парты в первый раз сядут практически два миллиона первоклашек и 17 миллионов школьников. Но условия для их оказались весьма необыкновенными: дезинфекция, измерение температуры, за каждым классом закреплен отдельный кабинет. Учителя постараются очень развести потоки деток. А это означает, что школьные коридоры приметно опустеют. Сами же ребята, хочешь не хочешь, будут больше времени проводить за партами. И тут кроется суровая неувязка. Фото: Минкин / РИА Анонсы
По оценкам докторов, до 80 процентов школьников имеют нарушения осанки. А в структуре так именуемых «школьно-обусловленных» заболеваний вровень с близорукостью лидируют недуги костно-мышечной системы. Почему? Практически 85 процентов дневного времени учащиеся находятся в положении «сидя». В классе, на допзанятиях, за «домашкой» либо просто за девайсами. И почаще всего малыши даже не думают о том, что посиживать необходимо верно. Сколько бы предки и учителя не говорили: «Выпрями спину! Не сгибайся в три смерти» — все забывается через несколько минут.
Чем русских школьников и студентов повстречает новейший учебный год
— Стул и стол для ученика — чудилось бы, таковая нехитрая вещь. Но она имеет принципное значение. По нашим данным, нарушение осанки наиболее чем в половине случаев соединено с тем, что школьная мебель не соответствует росту малыша, — поведала «РГ» заведующая лабораторией всеохватывающих заморочек гигиены деток и подростков НИИ (Научно-исследовательский институт — самостоятельное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок) гигиены и охраны здоровья деток и подростков НМИЦ здоровья деток Марина Степанова. — Научно подтверждено: некорректно подобранная мебель влияет и на успеваемость. Нарушаются процессы восприятия учебной инфы, у малыша усугубляется способность к анализу, к запоминанию.
Учителя постарше, бабушки и дедушки вспоминают старенькые, еще русские парты — конторку. Над ними нереально было сгорбиться — все книги и тетрадки лежали лишь под наклоном. Спина оставалась ровненькой и не утомлялась на уроке.
— Никакие они не русские, а еще дореволюционные именитые парты окулиста Федора Эрисмана. Он изобрел эту систему. За ней обучался я и все мое поколение, — замечает директор школы N 109, заслуженный учитель Рф Евгений Ямбург. — Эти парты на данный момент остались лишь в неких сельских школах. Там учителя до сего времени их перекрашивают, сберегают. Поэтому что лучше данной парты ничего не выдумано.
По словам Евгения Александровича, на данный момент некие конторы стали создавать аналоги парт Эрисмана: с таковым же наклоном, с таковой же спинкой и иными способностями.
— У нас есть госпитальные школы в клиниках и онкологических центрах, где мы обучаем деток с угрожающими жизни диагнозами. До того как границы закрылись, нам привезли ученическую мебель из Финляндии. Там не только лишь столешницы с возможностью наклона, там к тому же особое антибактериальное покрытие, что в критериях опасности появления новейших патогенов конкретно то, что доктор прописал. А стулья разрешают детям качаться, поменять центр масс, — гласит Евгений Ямбург. — Да, для деток, нездоровых весьма серьезно, мы это делаем. Но это весьма недешево для большинства обыденных школ. Как у нас проводятся закупки? Кто предложил стоимость дешевле, тот и поставляет мебель. И директора школ не достаточно что тут в состоянии сделать. Но если мы желаем сохранить здоровье обучающихся, нам необходимо ворачиваться к аналогам парты Эрисмана. В неких забугорных странах это, к слову, уже делают.
Профессиональные школьники получат гранты
Куда же пропала именитая парта, которой в этом году исполнилось 150 лет? Почему вдруг заместо нее в классах возникли обыденные столы? Ни один опрошенный «Русской газетой» эксперт не сумел сказать этого наверное. Понятно только, что это вышло не вчера и даже не в 90-е годы. «Наклонные» парты выдержали в русских школах до 70-х годов прошедшего века. А позже в учебных кабинетах столы перебежали в пришествие. Как вспоминают москвичи в возрасте 50+, еще когда они сами были пионерами, «наклонные» парты в столичных школах уже были редкостью.
Русские парты сохранились только в неких сельских школах. Учителя до сего времени их перекрашивают, сберегают
Что молвят современные санитарные требования? Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10, главным видом мебели для учеников исходного общего образования обязана быть школьная парта, богатая регулятором наклона. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности школьной парты должен составлять 7-15 градусов.
— Поначалу я обучался в древнем здании — и там полностью все столы были обыкновенными, горизонтальными. Когда перебежал в 5-ый класс, выстроили новое здание школы, закупили туда мебель и технику. И вот там парты уже имели возможность наклона. Правда, никто сиим совершенно не воспользовался. Напротив, если кто-то из одноклассников сначала желал поднять для себя столешницу, чтоб было удобнее писать, учителя сходу одергивали его и гласили: «Возврати все как было». Уж не понимаю почему. Видимо, страшились, что мы что-то сломаем. А позже совершенно в неких партах механизм убрали «от греха подальше, — делится 10-классник Александр Постоногов.
Сколько стоит собрать школьника к 1 сентября
Юноша попросил ни свою школу, ни собственный город не именовать. Но его пример — весьма показательный.
К слову, еще в санитарных правилах верно прописано, какой высоты должны быть столы и стулья зависимо от роста малыша. К примеру, если девченка ростом полтора метра, высота крышки края стола над полом для нее обязана быть 64 сантиметра. Если парень-выпускник и вымахал под 1,8 метра, то для него стол уже должен быть высотой 76 см.
Но на практике обычная картина совершенно иная: все парты в кабинете — 1-го размера. На первом уроке за ними посиживает, скажем, седьмой класс, на втором — девятый, а на 3-ем — уже одиннадцатый. Высочайший ученик, небольшой — без различия. Правда, в новеньком учебном году принято решение, что за каждым классом будет закреплен собственный кабинет. И приходить уже будут учителя. Но поможет ли это?
— Школьная мебель — это совершенно нездоровой вопросец, которому, к огорчению, уделяется весьма не достаточно внимания и со стороны преподавателей, и со стороны управленцев, — гласит Марина Степанова. — В итоге мы имеем то, что имеем. Если в кабинете нет парт различных размеров, эту делему не решить. Но ведь принципиально, чтоб и дома у малыша было тоже верно организованное рабочее пространство. Если ученическая мебель некорректно подобрана, если расстояние меж краем стола и поверхностью стула очень огромное либо, напротив, очень малюсенькое, учащийся обязан подымать либо опускать правое плечо во время письма. Это приводит к асимметрии тела, к искривлению позвоночника. Плюс — сокращается зрительная дистанция до книг и тетрадок, возрастает перегрузка на глаза. А это одна из основных обстоятельств близорукости школьников.
Грамотно
— Федор Эрисман, российско-швейцарский окулист и гигиенист, обосновал зависимость возникновения глазных (близорукости) и телесных болезней (позвоночника) от неверного положения ученика за столом. Он выдумал систему парты: скрепленные скамья и стол. Столешница наклонена. Учел среднее расстояние для чтения — 30-40 см от глаза до столешницы. Потом конфигурации в систему занес студент Петербургского института Петр Коротков: он прирастил длину парты,чтоб за одной партой могли посиживать два ученика, выдумал сбоку крючки для портфелей, углубление для чернильницы, откидную крышку. На мой взор, это безупречная парта. В особенности мне нравится подставка под ноги,чтоб исключить необходимость наклонения спины ученика вперед. Спинка лавки поддерживает нижне-грудной отдел позвоночника и поясницу. Сидя за таковой партой, сутулиться фактически нереально. Текст в книжке либо тетради можно читать под прямым углом, — сказал доктор Римского института Сапиенца, доктор медицины, невролог-вертебролог, знатный член самой авторитетной ассоциации врачей-вертебрологов в мире EUROSPINE Джалал Саидбегов. — А зайдите сейчас в класс. Малыши все различные, но столы у всех схожие. Компы — в ряд. Освещение не с той стороны, с которой бы обязано быть… Несоблюдение простых гигиенических правил и эргономичности — прямой путь к заболеваниям позвоночника. Я практически 40 лет занимаюсь неуввязками позвоночника. И могу уверенно сказать: они стают все «молодее». И все начинается со школы, где ребенок проводит огромную часть времени сидя за партой. Все это время его позвоночник испытывает суровую нагрузку.
Какой телефон приобрести школьнику?
Ситуацию необходимо срочно поменять. Необходимо на базе парты Эрисмана сделать современную версию школьной мебели. Если необходимо, пригласить наилучших дизайнеров, конструкторов. Возможность регулировать высоту и наклон мебели — это весьма принципиально. Но не наименее принципиально, чтоб такие парты стали доступными для всех школ. Поэтому что верная, эргономично обмысленная мебель — это профилактика сколиозов, межпозвонковых грыж, остальных суровых нарушений. И еще весьма принципиально, чтоб учителя наблюдали за осанкой ребят, помогали им регулировать столешницы, рассаживали деток за парты соответственно их росту. Профилактика заболеваний позвоночника со школьной скамьи дозволит хоть какой стране мира сберечь много млрд, затрачиваемых на исцеление заболеваний позвоночника у взрослых.
Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Ксюша Колесникова
Источник: