Депутаты Госдумы на пленарном заседании приняли в первом чтении поправки к закону о Конституционном суде РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина). Проект был внесен президентом в развитие положений освеженной Конституции. Одна из важных функций КС — защита гарантированных Конституцией прав людей. Фото: Photoxpress
О конфигурациях в законе поведал «Русской газете» официальный дилер президента, глава Комитета Госдумы по муниципальному строительству и законодательству, сопредседатель Рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию, доктор юридических наук, доктор Павел Крашенинников.
Павел Владимирович, как понятно, сначала в состав Конституционного суда еще РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — название Российской Федерации до 25 декабря 1991 года, введённое Конституцией СССР 1936 года) входило 13 человек, при Ельцине их число подросло до 19, на нынешний денек трудятся 13 арбитров. Какой порядок устанавливает освеженная Конституция?
Павел Крашенинников: В согласовании с конституционными положениями проект закона описывает, что Конституционный трибунал состоит из 11 арбитров, включая председателя суда и его заместителя. При всем этом законопроект устанавливает, что КС РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) может производить свою деятельность при наличии в его составе не наименее восьми арбитров, а принимать решения правомочен при участии в заседании не наименее 6 арбитров.
Как быть с сегодняшним составом арбитров? Их число превосходит установленную норму.
Павел Крашенинников: Судьи, осуществляющие свои возможности на денек вступления в силу поправки к Конституции (4 июля 2020 г.), продолжают работать до прекращения их возможностей по общим основаниям. Норма о новейшей численности состава начнет применяться с того момента, когда число арбитров составит 11 человек. Ранее КС РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) правомочен принимать решения при участии в заседании не наименее 2/3 от числа работающих арбитров.
Конституционный трибунал по запросу президента сумеет инспектировать конституционность даже законопроектов, в том числе о поправке к Конституции
Конституционный трибунал считается высшим судебным органом конституционного контроля. Как поправки в закон определяют его новейшие функции?
Павел Крашенинников: В отличие от ФКЗ «О Правительстве РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина)» президентом принято решение не готовить новейший закон, а внести поправки, вытекающие и развивающие Главный закон. Разъясняется таковой подход тем, что за время существования Конституционного суда сложилась широкая практика, которая заносит правовую определенность при решении почти всех вопросцев. В согласовании с решениями, основанными на определенных статьях работающего закона о Конституционном суде, принимались решения судами, вносились поправки в законы. Таковой подход сохраняет скопленный опыт, дозволяет его применять в предстоящем не только лишь в теории, да и на практике.
Крашенинников поведал о новациях в законах по поправкам к Конституции
Одна из важных функций Конституционного суда — проверка законов на соответствие Конституции. Сейчас она дополняется новеньким полномочием. Трибунал по запросу президента сумеет инспектировать конституционность даже законопроектов, в том числе проектов законов о поправке к Конституции, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов — до их принятия Госдумой в 3-ем чтении, также принятых законов до их подписания президентом.
Не считая того, по запросу президента Конституционный трибунал будет вправе инспектировать конституционность законов субъектов Федерации до их обнародования главой региона — высшим должностным лицом субъекта РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) либо управляющим высшего исполнительного органа гос власти региона. При внесении такового запроса предстоящая работа с этими актами приостанавливается.
Если Трибунал не подтвердит конституционность закона либо законопроекта, то документ не подлежит предстоящему рассмотрению, принятию, подписанию и обнародованию, до исключения из него положений, общепризнанных неконституционными. Опосля устранения нарушений законопроект быть может внесен повторно.
При обсуждении поправок в Конституцию была бурная дискуссия, обязана ли Наша родина делать решения интернациональных органов, ущемляющие наши национальные интересы. Кто и как будет разрешать такие коллизии?
Павел Крашенинников: Давайте вспомним иерархию актов в российскей правовой системе: Главный закон, дальше международные договоры Рф, включая договоры СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) (Наша родина как правопреемник), потом идут федеральные конституционные законы, федеральные законы и так дальше.
Конституционный трибунал наделяется правом разрешать вопросец о выполнении решений интернациональных органов, если толкование интернациональных договоров Рф противоречит Конституции РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина). Правом воззвания в КС РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) с таковым запросом предлагается наделить президента, правительство, Верховный трибунал, также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
КС может придти к выводу о выполнении решения интернационального суда или о невозможности выполнения в согласовании с Конституцией РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина)
Принципиально выделить, что обозначенные нормы не ориентированы на отказ от интернациональных обязанностей, а разрешают сделать конституционный правовой механизм их выполнения. В нашей правовой системе, основанной на верховенстве Основного закона, не могут применяться такие правила интернациональных актов и основанные на их решения межгосударственных органов, которые противоречили бы конституционным положениям.
Особенный разговор о решениях разных интернациональных судов. Не тайна, что почти все из их имеют явную не правовую, а политическую расцветку.
Павел Крашенинников: Развивая конституционные положения, закрепляется правило, на основании которого при появлении такового спора КС РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) по запросу президента, правительства либо Верховного суда разрешает вопросец о выполнении решения зарубежного либо интернационального суда, интернационального арбитража, налагающего обязанности на Российскую Федерацию — в случае, если это решение противоречит основам общественного правопорядка Рф.
Крашенинников именовал цель новейших норм о Конституционном суде
По результатам рассмотрения Трибунал может придти к выводу о выполнении в целом либо отчасти решения зарубежного либо интернационального суда, интернационального арбитража, или о невозможности выполнения такового решения в согласовании с Конституцией РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина). Необходимо отметить, что правило о общественном правопорядке является одним из основополагающих принципов интернационального права и содержится в законодательстве почти всех государств. Такое правило действует, к примеру, в Штатском кодексе РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина). Там говорится, что норма зарубежного права в исключительных вариантах не применяется, когда последствия ее внедрения противоречили бы основам правопорядка (общественному порядку) Русской Федерации. В этом случае по мере необходимости применяется соответственная норма русского права.
Не все наши читатели юридически отлично подкованы. Что такое — общественный порядок?
Павел Крашенинников: Это базы правопорядка, которые содержат в себе фундаментальные принципы русского права: до этого всего, конституционные и принципы штатского права. К примеру, недопустимость случайного вмешательства в личные дела, равенство участников отношений и форм принадлежности, свобода контракта, обеспечение восстановления нарушенного права, добросовестность участников отношений.
Сюда входят также признанные принципы и нормы интернационального права, которые являются частью русской правовой системы, включая правовые эталоны прав человека.
Не получится ли так, что наши предприниматели закончат, что именуется, платить по долгам, прикрываясь ссылкой на общественное право? Это нанесет урон престижу страны…
Павел Крашенинников: Неприменение норм зарубежного права на основании нарушения общественного правопорядка может быть лишь в исключительных вариантах. Этот вопросец сейчас находится в компетенции Конституционного суда и просит от него сурового обоснования исходя из убеждений соответствия либо несоответствия такового решения основам конституционного строя.
Почти все люди считают, что Конституционный трибунал — это основной трибунал страны и пишут туда жалобы на различные несправедливости. Скажем, только за крайние 5 лет их поступило наиболее 360 тыщ…
Павел Крашенинников: Конституционный Трибунал не заменяет собой все остальные суды. В законопроекте указывается, что он по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод людей инспектирует конституционность законов и нормативных актов президента, Совета Федерации, Госдумы, правительства, также конституций (уставов), законов и других нормативных актов субъектов РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина), примененных в том либо ином определенном деле. При этом, необходимо выделить, инспектирует в этом случае, если исчерпаны все остальные внутригосударственные средства судебной защиты.
Кто все таки может обратиться в Конституционный трибунал с таковой жалобой?
Павел Крашенинников: Согласно законопроекту, правом на такое воззвание, кроме людей, владеют юридические лица, также в их интересах — Уполномоченный по правам человека в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина), уполномоченные по правам человека в субъектах РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина), госорганы и должностные лица, общероссийские организации в согласовании с федеральным законом. Жалоба быть может подана в срок не позже 1 года опосля принятия судебного решения, которым исчерпываются внутригосударственные средства судебной защиты. А если в пересмотре было отказано в связи с пропуском срока обжалования — в срок не позже 1 года опосля принятия крайнего судебного решения.
Что считается исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты?
Павел Крашенинников: В законопроекте под сиим понимается рассмотрение кассационной жалобы в суде очень высочайшей для данной группы дел инстанции, или надзорной жалобы, если вступившие в силу судебные акты подлежат обжалованию лишь в надзорном порядке. При этом, если подача таковой жалобы не убрала нарушение конституционных прав. Т.е., например, опосля «2-ой» кассации, если таковым образом были реализованы все способности соответственного судопроизводства, Конституционный трибунал может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными. Также, если правоприменительная практика Верховного суда свидетельствует, что другое применение оспариваемого акта не предполагается.
Какое решение может вынести Конституционный трибунал в таковой спорной ситуации?
Крашенинников поведал о ответственности за отчуждение местности РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина)
Павел Крашенинников: Если по результатам рассмотрения КС РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) сделал вывод о неконституционности оспариваемого положения, или о признании его конституционным, но в толковании, данном Конституционным трибуналом, то конкретное дело подлежит пересмотру в обыкновенном порядке (в постановлении обязано содержаться указание на пересмотр). Если же пересмотр неосуществим без внесения конфигураций в правовое регулирование, то КС РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) показывает, что пересмотр должен быть осуществлен опосля внесения таковых конфигураций в соответственный закон либо нормативный акт.
Но в жизни часто случается, что пока трибунал да дело, поезд, как говорится, уже ушел. Что остается человеку?
Павел Крашенинников: Если пересмотр дела не может привести к восстановлению нарушенных прав, то КС РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) вправе указать на необходимость внедрения компенсаторных устройств. В этом случае форма и размер компенсации определяются трибуналом первой инстанции, принявшим решение по делу.
Если до принятия к рассмотрению жалобы была подана иная по тому же предмету, то Конституционный трибунал вправе указать на необходимость пересмотра определенного дела заявителя. Давайте также скажем, что в законопроекте содержится ряд остальных положений, уточняющих возможности и порядок конституционного судопроизводства, также направленных на улучшение организационных основ деятельности Конституционного суда.
Источник: