Эти редкие фотографии показывают, что из себя представляют «человеческие зоопарки» (также известные под названием «этнологическая экспозиция», «выставка людей» и «негритянская деревня») – по всему миру «примитивных аборигенов» держали в вольерах, чтобы европейцы и американцы могли в полной мере ощутить свое превосходство. Некоторые фото были сделаны совсем недавно – в 1958 году, и они показывают, как с черными и азиатами обращались как с экспонатами, привлекающими миллионы туристов.
В конце 19 и начале 20 веков западный мир отчаянно желал увидеть тех «диких», «примитивных» людей, которых описывали исследователи и искатели приключений, разыскивающие новые земли для создания колоний. Чтобы подогреть это безумие, в Соединенные Штаты и Европу привезли тысячи представителей коренных народов из Африки, Азии и Америки, часто при сомнительных обстоятельствах, для демонстрации в «человеческих зоопарках».
Человеческие зоопарки демонстрировались в Париже, Гамбурге, Антверпене, Барселоне, Лондоне, Милане и Нью-Йорке. Карл Хагенбек, торговец дикими животными и будущий владелец многих подобных зоопарков в Европе, решил в 1874 году представить самоанцев и саамов как «чисто естественные» популяции людей. В 1876 году он отправил сотрудника в египетский Судан, чтобы привезти оттуда несколько диких зверей и нубийцев. Нубийская выставка была очень успешной в Европе и гастролировала в Париже, Лондоне и Берлине.
В 1880 году Хагенбек направил агента на Лабрадор, чтобы втайне привезти оттуда эскимосов и инуитов из моравской миссии в Хевроне, эти инуиты затем были выставлены в его гамбургском Tierpark. Другие этнологические экспозиции включали египетские и бедуинские племена. Хагенбек также нанимал агентов для участия в его этнологических выставках с целью ознакомления своей аудитории с образом жизни различных племен и народов.
И в 1878, и в 1889 году на Парижской всемирной выставке была представлена Черная деревня (деревня Негре). На Всемирной выставке 1889 года, которую посетили 28 миллионов человек, выставлялось 400 человек из разных племен. На Всемирной выставке 1900 года была представлена знаменитая диорама жителей Мадагаскара, а на колониальных выставках в Марселе (1906 и 1922) и в Париже (1907 и 1931) также демонстрировались люди в клетках, часто обнаженные или полуобнаженные. Выставка 1931 года в Париже была настолько успешной, что за шесть месяцев ее посетили 34 миллиона человек, а небольшая контр-выставка под названием «Правда о колониях», организованная Коммунистической партией, привлекла очень мало посетителей. Там также были представлены представители кочевых сенегальских племен.
В 1904 году апачи и игороты (из Филиппин) были представлены на всемирной выставке в Сент-Луисе в связи с летними Олимпийскими играми 1904 года. США после испано-американской войны приобрели новые территории, такие как Гуам, Филиппины и Пуэрто-Рико, что позволило им «показать» некоторых коренных жителей.
В 1906 году Мэдисон Грант – светский человек, евгенист, антрополог-любитель и глава Нью-Йоркского зоологического общества, выставил конголезского пигмея Ота Бенгу в зоопарке Бронкса в Нью-Йорке вместе с обезьянами и другими животными. По указанию Гранта директор зоопарка Уильям Хорнейдей поместил Бенгу в клетку с шимпанзе, а затем с орангутаном по имени Дохонг и попугаем и назвал его «Недостающее звено», предполагая, что в эволюционном плане африканцы, такие как Бенга, были ближе к обезьяны, чем были европейцы. Это вызвало протесты со стороны священников, но, по сообщениям, публике очень нравилось это зрелище и клетка пользовалась успехом.
Бенга стрелял по мишеням из лука, плел корзины и боролся с орангутаном. Хотя, согласно «Нью-Йорк Таймс», «немногие выражали явное возражение против того, чтобы видеть человека в клетке с в компании обезьян», настоящая дискуссия разгорелась, когда за дело взялись чернокожие священнослужители. «Мы думаем, что нашу расу достаточно унижали, даже без показа одного из нас в клетке с обезьянами, – сказал Преподобный Джеймс Х. Гордон, управляющий сиротским приютом в Бруклине. – Мы считаем, что достойны того, чтобы нас считали людьми, у которых есть душа». В понедельник, 8 сентября 1906 года, спустя всего два дня, директора решили закрыть выставку, и можно было встретить Бенгу, прогуливающегося по территории зоопарка, за которым часто следовала толпа, которая «ругается и кричит».
Человеческие зоопарки начала 20-го века, где показывали представителей племен, столкнулись с рядом проблем. Члены африканских племен должны были носить традиционную одежду, характерную для экваториального пояса, даже в морозные декабрьские дни, а жители филиппинских деревень были вынуждены снова и снова выполнять сезонный ритуал поедания собак, чтобы шокировать публику. Нехватка питьевой воды и ужасные санитарные условия приводили к безудержной дизентерии и другим болезням.
В большинстве случаев для удержания людей в зоопарках от побега не устанавливали никаких решеток, но подавляющему большинству “экспонатов”, особенно привезенных с других континентов, было некуда бежать. Находясь в ложных «этнических деревнях», туземцам предлагали выполнять типичные повседневные задачи, демонстрировать «примитивные» навыки, такие как изготовление каменных орудий и простые танцы и ритуалы. На некоторых шоу они участвовали в постановочных боях или инициациях.
Удивительно, но конец этим зоопаркам положило совсем не возмущение человечества. В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, внимание общественности были приковано к геополитическому конфликту и экономическому кризису. К середине 20-го века телевидение заменило цирки и передвижные «зоопарки», человеческие или любые другие, в качестве способа развлечения, и показ туземцев для развлечения просто вышел из моды.