На прошлой недельке исполнилось 90 лет со денька рождения Симона Соловейчика — известного публициста, писателя и преподавателя.
В собственном архиве я нашел старенькую театральную программу. Спектакль именовался «Изгнание Палагиных». Создатель Симон Соловейчик. Постановка — народного драматического театра Дворца культуры Столичного автозавода имени Лихачева. В выходных данных нашел год — 1982.
Стали известны финалисты конкурса "Учитель грядущего" в ЦФО
За давностью лет спектакль помню плохо. В те годы я интенсивно занимался театральной критикой и потому писал на программах какие-то, как мне чудилось принципиальные, цитаты и мысли. О чем все-таки, при помощи Соловейчика, я кричу сам для себя через 30 с излишним лет?
Основная тема спектакля: «Никому ничего не нужно. Никто никому не нужен». Вот о чем не гласил — орал Соловейчик в самый, замечу, разгар застоя.
Цитата: «Все пустяки по сопоставлению с тем, что с людьми происходит».
Еще цитата: «Быть хорошим — означает, быть необычным».
И еще: «Количество на заводе. В школе — свойство».
Симон Соловейчик считал, что учитель и ученик, предки и малыши должны сотрудничать
И писателем, и преподавателем, и публицистом он был неуспокоенным. Лицезрел все, что творилось тогда вокруг, почти все осознавал. Ему самому не очень комфортно было жить в мире, в каком добро есть свойство необычное.
И чрезвычайно желал достучаться, докричаться не до мира совершенно, а непосредственно до малышей и родителей. Чтоб они сберегали друг дружку. Чтоб хотя бы в семье добро сделалось нормой.
Симон Соловейчик родился в семье, которая в ту пору называлась «семья служащих», но, по сути, была семьей интеллигентов. Его отец — журналист, писатель. Мать — доктор, во время войны была основным доктором санитарного поезда, опосля Победы правила одной из столичных аптек.
1-ый журнальчик, в каком начал свою журналистскую деятельность Симон Соловейчик, именовался умопомрачительно, практически по-зощеновски «Строитель стадиона». Но уже в 28 лет Соловейчик стал корреспондентом чрезвычайно пользующегося популярностью в ту пору детского журнальчика «Пионер».
Преподаватель именовала обычной метод развить интеллектуальные возможности малыша
Перестав преподавать в школе, Соловейчик, на самом деле, остался поразительным преподавателем. Для собственных читателей сначала. Да и для тех юных ребят, которые приходили к нему в «Комсомолку». Этот вывод я, что именуется, проверил на для себя: Симон Львович был и навечно остается моим учителем. Неописуемо благожелательным.
Больше 20 лет — с 1956 по 1977 год — Соловейчик работал в «Комсомолке».
Позже — уже в 80-е годы — была «Учительская газета», где вкупе с основным редактором Владимиром Матвеевым он пробовал по-человечески, не формально, гласить с учителями, говорил о педагогах-новаторах, собирал их в Москве, придумывал манифесты для этих встреч, которые назывались «Манифесты педагогики сотрудничества».
Соловейчик совершенно чрезвычайно обожал это слово — сотрудничество. Он считал, что учитель и ученик, предки и малыши должны вот конкретно — сотрудничать.
Всматривайтесь в малышей — поймете себя, — утверждал Соловейчик. Это важный не только лишь философский, но, по сути, чрезвычайно практический вывод, который к хоть какому человеку имеет самое конкретное отношение.
Понятно, что матвеевская команда в «Учительской газете» была разгромлена. Матвеева снизили до заместителя головного редактора, и через год опосля этого Владимир Федорович погиб.
Соловейчик продолжал трудиться: вел педагогические колонки в журнальчике «Новое время». Много ездил, в том числе за предел, находил новейший педагогический опыт, говорил о нем. Уже в новейшие времена, в 1992 году, основал газету и издательский дом «1-ое сентября», которые стали крайним детищем.
Конкретно Соловейчик вкупе с заведующим школьным отделом «Комсомолки» Иваном Зюзюкиным выдумал, ставшую известной, страницу для подростков «Красный парус». 1-ый выпуск «Красного паруса» вышел 25 сентября 1963 года. На дворе стояла именитая оттепель, хотя заморозки уже случались все почаще. Ни в те времена, ни через 10 лет, когда в «Комсомолку» пришел я, ни сейчас к детям не достаточно кто относится серьезно. В наилучшем случае, их «награждали» (и «вознаграждают») достаточно унизительным определением «трудные» и — давай с ними педагогически работать!
Когда Соловейчик и Зюзюкин сообразили, что дети — это люди, которые имеют право на выражение в самой пользующейся популярностью в ту пору газете страны, — на самом деле, они сделали революцию! Я был посреди тех подростков, которые уже существенно позднее приходили в «Красный парус» и обмирали, не способен до конца поверить в то, что их здесь держат за людей.
«Мы воспитываем не малыша, а человека», — пишет Соловейчик
Симон Львович написал много пьес и книжек. Основная из их, непременно, «Педагогика для всех», которая относительно не так давно была переиздана с моим вступлением. Читайте!
Специалисты подсчитали число педагогов-репетиторов в Рф
«Мы воспитываем не малыша, а человека, — пишет Соловейчик. — Любому человеку, сколько бы ему ни было, хоть полгода, необходимо, чтоб его считали человеком… Считайте человека за человека — больше для воспитания ничего не надо, тут — правда, лишь правда и вся правда».
Симон Львович Соловейчик — высочайший, худенький, слегка сутулый человек с чрезвычайно интеллигентным и хорошим лицом. Его глаза, за стеклами очков, постоянно смотрели на мир чуток удивленно. И это все делало его схожим на Дон Кихота.
Дон Кихот — это тот, кто живет так, как считает необходимым. Живет, защищая свои принципы, даже когда это полностью кровавая защита.
Таковым был Соловейчик. Дон Кихот русской педагогики. Полностью хороший. И полностью непримиримый в тех вариантах, когда идет речь о детях. Мудрейший и четкий в собственных чрезвычайно глубочайших работах, которые нужны нам сейчас.
Источник: