Полный переход вузов на дистанционный формат обучения неосуществим, но в дальнейшем институты будут кооперировать цифровые технологии, удаленку и обыденные занятия в аудиториях. К такому выводу пришли создатели доклада, приготовленного по инициативе министерства науки и высшего образования. Посреди профессионалов — ректоры ВШЭ, РАНХиГС, ТГУ, ДВФУ, СПбГУ и остальных институтов. Сейчас фактически нереально отыскать студента, который не обладает цифровыми способностями. Фото: Photoxpress

Основной вывод: институты в целом выдержали «стресс-тест», который для их устроила эпидемия. И в дальнейшем высшее образование как и раньше остается «офлайновым». Но кое-кому придется как надо подтянуть свои познания по цифровым технологиям. Как выяснилось, наиболее 60 процентов вузовских педагогов так и не смогли сдружиться с «цифрой» за время удаленки. Тем не наименее почти все лицезреют тут новейшие способности и убеждены: цифровизация повысит доступ к высококачественному образованию. Чтоб мотивировать преподавателей, предложено поощрять тех, кто интенсивно врубается в цифровые проекты.

Как работает на практике цифровая образовательная среда

А для самых продвинутых адептов дистанта необходимы особенные гранты.

На данный момент в высшей школе людей с богатым «цифровым» опытом всего только четверть. В целом же педагоги почаще противопоставляют удаленку классическому формату по принципу «черное-белое». И при таком твердом сопоставлении практически 90 процентов, естественно, выбирают 2-ое. Посреди студентов знатоков «числа», само собой, больше. И конкретно благодаря их помощи почти всем педагогам было легче приспособиться к критическому переходу на дистанционное образование.

К слову, невзирая на отличные дела с «цифрой», к концу дистанта только 14 процентов студентов произнесли, что их все стопроцентно устраивает. Но приблизительно третья часть в целом приняли дистанционный формат обучения: им он нравится даже больше, чем очный.

Может быть, стопроцентно удовлетворенных удаленкой было бы больше, если б не одно «но». У десятой части всех студентов не оказалось дома нужной высококачественной техники — планшетов, ноутбуков и роутеров. А посреди ребят из малообеспеченных семей таковой техники не было у трети. Нередко сбоила и интернет-связь.

Что еще принципиально? «Последствия кризиса будут отдаваться эхом в системе высшего образования еще пару лет», — пишут создатели доклада. И дают пересмотреть принципы контроля за университетами, прямо до отмены всех проверок до конца 2024 года, не считая проверок денежной дисциплины. Университетам будет тяжело: 40 процентов ректоров предсказывают понижение доходов в 2021 году наиболее чем на 10 процентов.

У десятой части всех студентов не оказалось дома нужной высококачественной техники — планшетов, ноутбуков и роутеров

Но, по воззрению главы минобрнауки Валерия Фалькова, в Рф за время принужденного дистанта возникла новенькая норма очного образования.

— Не думаю, что у нас покажется больше заочных отделений опосля коронавируса, — отреагировал министр на дискуссии о росте числа заочных отделений в университетах. — Быстрее, сейчас уже и очное, и заочное образование изменяется: возникает новейший смешанный формат.

— Сейчас у вузов есть опыт решения самых сложных задач, связанных со сложившейся в связи с коронавирусом ситуацией, — откоментировали в пресс-службе минобрнауки. — К примеру, трансляции поточных лекций через сетевые платформы, интерактивное общение со студентами. В определенных вариантах дистанционный формат обучения оправдан. К примеру, когда идет речь о личных консультациях, в особенности когда студент живет далековато от института и растрачивает на дорогу несколько часов. Но ситуация, когда обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) либо студенческие практики в мед либо инженерных университетах организованы только в дистанционном формате, недопустима.

Позиция

Светлана Забелина, 1-ый проректор Столичного информационно-технологического института (МИТУ-МАСИ):

— Эпидемия COVID-19 обосновала: информационные технологии станут неотъемлемым механизмом сферы образования. Режим самоизоляции стал катализатором перехода очного образования на образование с применением дистанционных технологий.

Благодаря тому, что студенты МИТУ-МАСИ и до введения ограничений интенсивно употребляли студенческий портал и личные кабинеты, организовать для их дистант на платформе Microsoft Teams оказалось нетрудно. Не считая того, и педагоги, и студенты за время изоляции освоили такие инструменты командной работы и проектной деятельности, как доски Miro, Trello, Zulip, MS Teams и Zoom, смогли разговаривать с профессионалами со всех уголков Рф и далекого зарубежья.

Еще до начала пандемии мы подписали соглашение с Институтом НТИ «20.35» и провели проектный интенсив. Студенты-архитекторы решали настоящие кейсы по благоустройству городской среды на местности различных городов Рф, что успешно вписалось в дистанционный формат обучения. Реализация институтами схожих кейсов — наилучшее решение для практико-ориентированных направлений обучения.

Роструд именовал самые нужные профессии в образовании

Онлайн сделал учебный процесс прозрачным, ведь всякую жалобу со стороны студентов управление института может проверить и проанализировать. Все взаимодействие педагога и студента на платформе Microsoft Teams записывается. А вот то, что не все педагоги оказались готовы к работе в режиме онлайн, не у всех оказался резвый веб — совершенно точно минус. По итогам опроса педагогов третья часть лекторов отметили резвую утрату концентрации внимания у студентов во время виртуальных лекций, практически половина — невозможность проведения активных обсуждений, а 53 процента сделали упор на технических провалах на стороне студента. Не считая того, и студенты, и педагоги «осели» дома, повсевременно глядят на монитор, и это, естественно, не на пользу здоровью. Так что переход только на онлайн-образование — не самый наилучший сценарий развития системы высшего образования в Рф. Но в целом педагоги посчитали применение дистанционного обучения студентов увлекательным опытом и с наслаждением перенесли интерактивные методы подачи материала и в аудиторные занятия.

На данный момент наши студенты по профильным дисциплинам обучаются очно с соблюдением всех норм и правил сохранности: носят маски, соблюдают социальную дистанцию, при входе в корпус замеряют температуру. А лекционные поточные занятия, не требующие присутствия либо работы на особом оборудовании, посещают дистанционно.

К слову

Фонд «Публичное мировоззрение» провел опрос, согласно которому большая часть россиян (73 процента) считают, что даже частичное сохранение дистанционного обучения в университетах скажется на качестве обучения негативно. С оптимизмом глядят на дистант 10 процентов опрошенных.

Источник: rg.ru